На ярко-красных стенах и даже потолке транслируются кинофильмы, записи из архивов или видеоперформансы. Рядом с мелькающими видео висят фотографии Пригова. На центральной стене — стихограммы поэта, каждая складывается в определенную картинку. Возле этих произведений полно народу: разобрать текст в изображении иногда непросто. Вдоль другой части стены простирается картина из склеенных газет, изрисованных краской. Кое-где в картине вырезаны дырки — через них можно увидеть фильм, который транслируется внутри стены.
— Пригов не разделял свое творчество на жанры, — комментирует куратор выставки Виталий Пацюков, — его стихограммы, например, это пространство сцены.
У стен стоят витрины, в них выписки из газет и журналов, книги, документы, а также «Банки» художника (серия инсталляций). В одном из углов — неоднозначная скульптура витающей в воздухе женщины под черным покрывалом. Над ней — черные облака с фамилиями: Малевич и Вагнер. Под женщиной — гора смятых газет.
— Надо жить в согласии с реальностью, — объясняет идею выставки Пацюков, — искать точки равновесия. Наша реальность — это хаос, и в нем надо научиться существовать. Пригов неслучайно ходил по городу и наклеивал везде бумажки с призывами людям любить друг друга и ощущать мир как живой организм. Для Пригова все имело сознание.
Во главе зала — необычная инсталляция, которую Пригов любовно окрестил «Уборщица и Всевидящее око». Она прилегает к центральной стене, ее трудно не заметить. Нарисованный на бумаге глаз, обклеенный с разных сторон старыми скомканными газетами, словно взирает на сидящую перед ним фигуру. Уборщица больше напоминает монахиню: черное одеяние, скрывающий лицо капюшон, почтительный поклон, и только ярко-синие перчатки выдают ее. Многие темы и предметы, однажды попавшие в поле зрения Пригова, начинали трансформироваться в различные образы.
— Его любимый образ — сантехник и уборщица, — комментирует куратор, — это люди, которые чистят. Этим художник призывает к возвращению этики, даже к созданию новой.
Но главный экспонат выставки— совсем не то, что в ее центре. Несмотря на огромное количество картин, видеоматериалов, скульптур и стихограмм, жемчужиной экспозиции, по мнению куратора, является именно фотография.
— Центр — это, конечно, снимок с кошкой, — рассказывает Пацюков, — для Пригова кошка — это Россия. Кошка — это начало нежности, чувства любви и в то же время своеволья. На фотографии она ускользает, и так же ускользает Россия. Это одна из самых удачных метафор.