60 Лун придумал известный скульптор Джанкарло Нери, убежденный луноман. Больше 25 лет он играет с ночным светилом - в большом количестве они уже появлялись в Нью-Йорке, Лондоне, Неаполе, на его родине, в Рио-де-Жанейро, Лиссабоне. И вот сейчас в Сполето шестьдесят световых глобусов (диаметр от 50 см до 1,20 м) основательно расположились на башнях старинной крепости (в 1983 в здании крепости была тюрьма, но с 2007 находится Национальный музей герцогства Сполето), на крышах старых домов, Академии художеств. Луной только обделили знаменитый Башенный мост, расположенный на высоте примерно 400 тысяч метров.
Вот в таком подлунном мире и разворачивались события фестиваля.
Театральную программу закрывают громкие имена - Роберт Уилсон со спектаклем "Гамлетмашина", шоу "Джеки Чан" и спектакль "Царь Эдип" в постановке Римаса Туминаса. Вахтанговцы играют два вечера в римском театре l века нашей эры. Развалины античного театра с одной стороны плотно зажаты домами и их жителям повезло - они бесплатно могут смотреть трагедию Софокла в исполнении Московских артистов. Трагедию человеческой жизни, полную иллюзий относительно своего величия - в подлунном мире правит рок.
"Царя Эдипа" в Сполетто принимают прекрасно: после первого показа и на следующий день те, кто видел, подходят на улице с тёплыми словами к Людмиле Максаковой, Евгению Князеву - итальянцы умеют красиво восхищаться. И единодушно утверждают, что Эдип, правитель Фив, то есть Виктор Добронравов, играющий эту роль, похож на их знаменитого артиста, правда его уже нет в живых.
Действительно, в "Эдипе" замечательно работают артисты разных поколений вахтанговцев, но я особенно обращаю внимание на молодого артиста Павла Юдина, который единственный почти за два часа сценического действия не уходит со сцены. Его персонаж - воин царя Эдипа - немой, подвижный, не знающий ни минуты покоя, то с копьем, то с детской лошадкой в руках. Его действия, мгновенные реакции немого человека на происходящее - эмоциональные комментарии к разворачивающимся трагическим событиям. Они оказываются важнее слов.
Как стало известно, после выступления вахтанговцев в Сполето родилась идея создания копродукции с итальянцами, подобно тому как "Царь Эдип" был сделан вместе с Греческим национальным театром. Пока Туминас с партнерами обсуждает материал будущей постановки, а директор Национального театра в Неаполе Лука де Фуско пригласил другой спектакль театра - "Маскарад" - уже в январе приехать в Неаполь.
А Туминас. все-таки странно устроен: ему говорят комплименты в превосходных степенях , а он: "Нет, сегодня мы работали как будто атаковали, форсировали. А так не надо, иначе теряется архаичность, в которой кроется доброта и наивность".
Из истории фестиваля: идею его проведения в 1958-м году инициировал американский композитор итальянского происхождения Джанкарло Минотти, который мечтал сблизить европейскую и американскую культуры. Выбор свой остановил на небольшом городке Сполето (согласно переписи в 2008 году проживало 39149 жителей): к тому времени здесь было два театра, кинотеатры, да и художественная атмосфера города с большим количеством старинных памятников располагала к тому, чтобы заполонить его искусством. За годы существования фестиваля в нем участвовали Рудольф Нуреев, Роман Полански, Роберт Уилсон, и другие знаменитости, выступавшие на главной площади города у Сполетского собора.
На этот раз грандиозным событием у его стен стал вечер балета "Роберто Болле и друзья". Его грандиозность измеряется очередью, которая тянется к главному входу на площадку на километр. Потому что во-первых, Роберто Болле обожают в Италии, он - гордость страны, а во-вторых его друзья по концерту - сплошь знаменитости, в субботний вечер они танцуют на фоне стен памятника раннего Средневековья, на фресках которого , предположительно, изображены сцены из жизни Святого Бенедикта и Святого Сколастики.
Роберто Болле - Étoile делла Скала, а также ведущий танцор ABT NY. - на сегодняшний день самый известный в мире и самый высокооплачиваемый танцовщик. В своё время его заметил и открыл Рудольф Нуреев, когда Роберто еще учился в балетном училище. Нуреев предложил ему тогда исполнить роль Тадзио в балете "Смерть в Венеции", в котором сам же и танцевал.
В Италии имя Болле буквально на каждом шагу, поскольку он снимается в рекламе. Выступает и как модель в показах самых дорогих модных домов. Любит сниматься обнаженным. И не только сниматься: абсолютно голым он недавно предстал и на сцене - в балете Матса Эка "Жизель".
Сейчас ему 42 года, но он находится в фантастической форме, про него говорят:"настоящая ожившая статуя Давида Микеланджело"...Он действительно прекрасно сложен и танцует, словно играючи. Из десяти номеров вечера из двух актов он выходит в пяти, а в друзьях у него - Элиза Баденес (Штутгарт), Даниэль Камарго и Анна Ол ( Амстердам), Миса Куранага (Бостон), из наших - Полина Семионова и Даниил Симкин, правда оба солисты не российских трупп: у Симкина контракт с Американским Балетом Нью-Йорка (ABT NY), а Семионова - солистка балета Берлина.
Вот с Полиной Семионовой Болле сам открыл вечер - Па де де из "Кармен" и сам же закрывал с Милисой Гамильтон из Лондонского Королевского балета. Их композиция "Мона Лиза» ( хореография Ицика Галили) поражает не только лексическими новациями, в которых тела скручиваются самым причудливым образом, но и безмерными растяжками, головоломными поддержками и агрессивным эротическим противостоянием партнеров. Прекрасен Болле и в "Караваджо" Бигонзетти. Не номер, а целый спектакль о великом художнике эпохи Возраждения.
Кстати, сама форма концерта "Болле и друзья" практикуется уже много лет, проходит в многотысячных залах и пользуется неизменной популярностью. Позаимствовал Болле этот формат концерта, видимо, непосредственно у Нуреева, который под маркой "Нуреев и друзья" почти до конца жизни с триумфом гастролировал с "друзьями" по всему миру. Аншлаг такому концерту гарантирует наличие только .крупной звезды. Сейчас этот формат пытаются внедрить и в России: так, в самом конце июня в зале Чайковского в концерте "Иван Васильев и друзья" выступал Иван Васильев.