Вместе со своей съемочной группой (которая включает автора сценария Елену Миляеву, режиссеров Андрея и Сергея Грачевых, оператора Дениса Негривецкого), он путешествует по республикам Северного Кавказа, следуя маршрутом Пушкина, Лермонтова, Расула Гамзатова и Косты Хетагурова. Посещая места, вдохновившие его предшественников по писательскому труду, Прилепин сравнивает собственные ощущения с впечатлениями классиков, встречается с местными жителями.
«Культура в России и вообще для любого этноса, народа, материка, - это вещь системообразующая, - считает Захар Прилепин. - Поэтому риски, которые так или иначе встают перед любыми народами, разрешаются в контексте культуры. Все прекрасно знают, какие события сейчас происходят в Европе, какой сложный там межэтнический фон, к каким болезненным ситуациям он зачастую ведет. И это, конечно, меня волнует, потому что я вспоминаю 90-е и 2000-ые, когда я слышал голоса, кричащие, что Россия не справляется со своим этническим многообразием и должна, конечно, учиться этому опыту у Европы. Но Россия существует столетия, и иногда через ошибки, через пробы, но мы справляемся. Мы говорим сейчас часто, что Лермонтов и Пушкин – наши кавказские поэты, кавказские классики. Такое культурное взаимообогащение и есть почва для того, чтобы таких событий, которые сейчас происходят в Европе, у нас не произошло».
«Записки о горных нравах» адресованы в первую очередь молодежной аудитории. Авторы намерены своим киновысказыванием продемонстрировать объединяющую силу, способную сплотить страну в целом и республики Северного Кавказа в частности. Попутно они намерены популяризовать культурное наследие, заняться просвещением молодых на понятном им языке, используя современные коммуникации. Для Прилепина и его соратников принципиально сделать это именно сейчас, когда «внешние деструктивные силы пытаются активно насаждать несвойственные нам идеи, разрушать культурные коды и целостность страны, вовлекая молодежь в террористическую и экстремистскую деятельность, используя, в том числе, ее низкий уровень образования, незнание нашей общей истории и культуры».
«Кавказ принял нас как родных, - рассказывает продюсер фильма Мария Панкратова. - В каждой республике, в каждом городе и селе нам старались помочь, что-то подсказать, накормить. Люди, которых мы встретили, несмотря на разность национальностей, обычаев, вероисповеданий, моментально объединялись одной идеей – сохранения единого культурного наследия».
Производство «Записок о горных нравах» планируется завершить в конце 2017 года. Захар Прилепин верит в фестивальную судьбу картины, надеется на участие в российских и международных киносмотрах. Хотя сам факт того, что он позиционирует себя как офицер армии непризнанной Донецкой народной республики, станет существенным препятствием на пути к этой цели. Крупные фестивали очень избирательны. Российские картины в принципе теперь не самые желанные гости на них, а тут вдобавок такой «боевой» комплект.