Надо сказать, что Дни Москвы в Дюссельдорфе приурочены к 25-летию сотрудничества между нашими городами. Именно 1 июня 1992 года после подписания официального соглашения о сотрудничестве наши мегаполисы стали считаться побратимами. Нынешние Дни Москвы на Рейне — восьмые по счету. Для справки: у российской столицы сейчас 84 города-побратима, и в основном это столицы, однако Дюссельдорф в этом списке «родственников» — исключение, и весьма приятное.
Вообще, такого «братца» иметь не стыдно, с какой стороны на него ни посмотри. Во-первых, динамичный красавец: раскинулся вдоль Рейна и весь утопает в зелени, как какой-нибудь курорт, несмотря на современный индустриальный имидж. Во-вторых, солидный и со статусом: входит в пятерку крупнейших экономических, транспортных, культурных и политических центров Германии. В третьих, свободен духом и с принципами, главный из которых — живи сам и дай жить другим. В общем, немецкий брат надежен, стабилен, и у него есть чему поучиться.
На приеме по случаю открытия Дней Москвы обер-бургомистр Дюссельдорфа Томас Гайзель свою официальную речь активно разбавлял русскими фразами и вспоминал, что впервые оказался в российской столице в начале девяностых. Сел в поезд и приехал на Белорусский вокзал.
— Могу сказать, что Москва тогда и сейчас — как день и ночь. Для меня это свидетельство ее динамичного развития. Вообще, символы Москвы в Дюссельдорфе можно встретить часто. Есть Московская улица (появилась в 2000 году. — М.Р.), станция метро с таким же названием. И вот сегодня в Северном парке мы вместе с господином Череминым открывали детскую площадку (проект реализован при участии правительства Москвы. — М.Р.) с каким-то невероятным насосным оборудованием, которое качает воду. Я видел, с какой радостью маленькие дети возились в жиже из песка и воды.
— В трудные времена это оборудование позволит качать в Дюссельдорфе не только воду, но и нефть, — пошутил глава департамента внешних сношений Сергей Черемин. — Хочу сказать, что Дюссельдорф для нас очень важный партнер, был и остается, несмотря на все сложности в политической жизни.
Дни Москвы стартовали в минувший четверг с деловых встреч по обмену опытом и круглых столов, которые определили перспективные направления сотрудничества в разных областях — экологии, бизнесе, экономики и культуры. В частности, на встрече, связанной с культурными проектами (подготовил Департамент культуры Москвы), родилось сразу несколько конкретных идей. Например, о сотрудничестве Музея кино Дюссельдорфа с московским кинопрокатом.
— Услышав, что в Москве работает немало кинотеатров, готовых сотрудничать, я понял, что у нас есть поле для совместной деятельности, — сказал директор музея Бернд Дизенгер. — И мы можем устраивать не только совместные выставки и фестивали, но и решать общие проблемы, с которыми сталкиваемся в нашей практике. Скажем, как сегодня привлечь молодежь в музей — мы здесь имеем интересные наработки, готовы поделиться.
Уже понятно, что московский театральный фестиваль «Гаврош» нашел партнера в лице юношеского театра Дюссельдорфа, одного из лучших в стране, и теперь начинает вместе с ним подготовку фестиваля будущего года — он объявлен немецким. Директор мемориального музея композитора Скрябина Александр Лазарев (от него здесь выставка «Скрябин и Шуман — великие композиторы Дюссельдорфа» и концерт классической музыки с визуализацией) вообще предложил проект до 22-го года — объединение всех музеев Скрябина (а их в мире немало) — и начать подготовку к 150-летию композитора. Опыт работы парков, которыми как раз славится Дюссельдорф (и не как местами развлечений, а, скорее, уединения и единения с природой), также может стать предметом для сотрудничества с парком «Сокольники», который в Дюссельдорфе представлял Андрей Лапшин. И не исключено, что города-побратимы в обозримом будущем объединит уникальная городская скульптура (арт-объект) известного скульптора Кристофера Пеглера, чьи работы стали для туристов символом Дюссельдорфа. Это он запечатлел в современном материале образы не героев, а простых горожан.
В уютном Дюссельдорфе Москва — в фотоработах, выставленных на рыночной площади: не с пафосом, этим вечным спутником официальных мероприятий, а с акцентом на человеческий фактор: москвичи и современная Москва. А Германия — в выставке детского рисунка «Германские мотивы» — очень чувствительный проект московских школьников, приехавший в Дюссельдорф.
В центре внимания наших соотечественников — вопросы преподавания русского языка.
— Тема более чем актуальная, — комментирует Яна Звягина, председатель общества соотечественников земли Северный Рейн — Вестфалия, — система преподавания русского в билингвальных семьях требует совершенствования.
Дмитрий Бертман, худрук «Геликон-оперы», прилетел в Дюссельдорф из Вены, где вот уже месяц работает над постановкой оперы Генделя) — он не начинает, а продолжает кооперацию с Государственной рейнской оперой. Год назад здесь с успехом прошла премьера его постановки оперы «Золотой петушок», и тут же возник новый проект — пять выдающихся оперных певцов «Геликона» и Oper am Rein в день закрытия Дней Москвы в Дюссельдорфе сойдутся на одной сцене в программе, составленной из жемчужин оперных произведений Моцарта, Россини, Доницетти, Верди, Пуччини, Чайковского и Римского-Корсакова в сопровождении симфонического оркестра Дюссельдорфа.
В качестве ведущих выступили Дмитрий Бертман и генеральный директор Оперы на Рейне профессор Кристоф Мейер. Правда, где-то за два дня до этого уникального события немецкие чиновники, как бы извиняясь перед Дмитрием Бертманом, предупредили: мол вы не обижайтесь, если почувствуете, будто наши зрители не так внимательны и во время концерта будут отвлекаться на свои мобильные телефоны — они могут следить за тем, как идут выборы в наш земельный парламент.