Мы попытались прочесть это послание, но смысл, если честно, так и остался нам недоступен. Начинается все с предложения сенатора Пушкова признать героизацию терроризма формой пассивного терроризма, а заканчивается словами «вношу предложение экономить бюджет народа и Министерство культуры сократить по 205 статье УК РФ...» (притом что Театр на Таганке подчиняется Департаменту культуры Москвы, и Минкульт тут вообще не при делах). Где-то посередине текста болтаются чужие цитаты о мюзикле «Суини Тодд», например январская рецензия с сайта известного информагентства: «В вечер показа «Суини Тодда» зал Театра на Таганке превращается в настоящее кабаре, где вокруг небольшого подиума стоят столы. Сцены в классическом понимании здесь нет и вовсе. И это то, что шокирует зрителей уже при входе в зал».
Так вот куски этой рецензии, написанной после премьеры, видимо, попали на глаза странному субъекту, живущему в Гомеле, который в перекомпилированном виде послал их в прокуратуру, перемешав все выдержками о терроризме и странными сентенциями типа «Таганка — не музыкальный театр, и только 30 статья УК РФ решила проблему с Минкультом РФ». Вспоминается фраза из «Собачьего сердца»: «Простите, кто на ком стоял? Потрудитесь излагать ваши мысли яснее». Господин Мономах, судя по интернет-поисковикам, не первый раз отправляет в следственные органы свои послания на самые разные темы, подкрепляя их фактами из жизни Нострадамуса, Белой Орды, Брежнева, а также «праздником русского оружия» на реке Калке.
В какой-то момент даже складывалось впечатление, что послания отправляет интернет-робот, уж слишком очевиден микс спамовых тем и новостей. Но нет, это реальный человек с адресом и пропиской.
Странно не то, что по весне мономахи пишут направо-налево бредятину, странно, что на это, увидев волшебные слова «терроризм», «УК РФ», «Минкульт», «пропаганда насилия», реагирует прокуратура.
■ ■ ■
В подтверждение этих слов резонно вспомнить историю, восходящую к середине XIX века: лондонская городская легенда о парикмахере-убийце была впервые опубликована в периодическом издании «Жемчужные нити» в 1846 году. Бенджамин Баркер — парикмахер с Флит-стрит, которого упек в тюрьму коварный судья Терпин, чтобы завладеть его красавицей женой и годовалой дочкой, — вымышленный персонаж. Вернувшись через 15 лет в Лондон под именем Суини Тодд, парикмахер мстит своему врагу, а заодно всем, кто попадается на его пути. Вместе с хозяйкой паба миссис Ловетт он затевает страшный бизнес: во время бритья убивает своих клиентов, из которых предприимчивая Ловетт готовит фарш. Заведение становится очень популярным — пирожки с человечинкой весьма вкусны! Финал истории страшен и поучителен: жертвой мстителя случайно оказывается его собственная дочь...
Спектакль Театра на Таганке абсолютно точно следует замыслу автора — американского композитора и драматурга Стивена Сондхайма. Герой спектакля страшен, наделен крайне негативной «антихаризматичностью». Не остается никаких сомнений в том, что авторы не только не любуются его жестокостью, но и строят весь спектакль на вполне внятном месседже: месть — это грех. И он должен быть наказан. Именно поэтому столь популярен этот сюжет, ставший основой для множества интерпретаций, в том числе экранизаций и театральных постановок. Мюзикл Сондхайма, написанный в 1979 году, постоянно возобновляется на сценах Нью-Йорка, Лондона и других городов мира. Один из самых интеллектуальных артистов — Джонни Депп, за исполнение роли Суини Тодда в фильме Тима Бертона 2007 года получил премию Голливудской ассоциации театральной прессы как лучший актер в киномюзикле. Нынешняя постановка в офф-бродвейском театре на Барроу-стрит номинирована на высшую театральную премию Америки «Драма Деск» как лучший ревайвл (возобновление). «Признательный» список можно продолжать до бесконечности: сюжет Суини Тодда вполне можно отнести к небольшому списку мегасюжетов мировой культуры.
Понятно, что со своей стороны прокуратура не может не отреагировать на этот запрос. Мы будем следить за развитием событий.