Идея проекта возникла спонтанно, в дружеской художнической беседе, в мае 2016-го. Мысль о том, что будущий год ‒ 100-летняя дата Великой Октябрьской революции, пришла в голову гораздо позднее.
Следуя наитию, мы решили не противиться судьбе и попробовать честно высказаться на этот счет. «Архиважно» именно сейчас подвергнуть наше советское прошлое строгой ревизии.
Расхожая фраза «Все мы родом из детства» в известном смысле означает еще и то, что есть некоторые символические фигуры, имена и особые обстоятельства, которые, хотим мы того или нет, навсегда встроены не только в нашу личную память, но и в память коллективную… Они образуют своеобразный код целой эпохи.
Имя Ленина хотя и затерто до дыр, но стоит его произнести, как возникает устойчивая цепь психофизиологических реакций и мы, будто на машине времени, переносимся в наше недалекое по вселенским меркам прошлое. Снимая внутреннюю цензуру (внешняя давно уже снята), стоит поразмышлять над этим феноменом, ‒ почему, спустя столько лет, мы никак не можем избавиться от столь навязчивого образа.
В свое время ходили легенды о том, что даже профессионал, член Союза художников, мог изображать Ленина только с письменного разрешения соответствующих органов. В этом и заключается исходный посыл, эзотерическая основа проекта.
«Мой первый Ленин» ‒ реконструкция вожделенного момента обладания некой тайной, возможность вкусить запретный плод «настоящего» искусства для нас, тогда еще учеников школьных изостудий.
Это очень личное, интимное переживание, перенесенное из прошлого в настоящее, что-то вроде попытки синтезировать воспоминание о своих первых детских шагах, первом слове, первом свидании. А главное, у каждого из нас свой уникальный опыт, свой «первый Ленин».