В каком-то смысле это прорыв — ГМИИ им. Пушкина впервые поедет на Венецианскую биеннале. В начале мая он обещает не ударить в грязь лицом с выставкой «Человек как птица. Образы путешествий». На помощь придет гений места — палаццо Соранцо Ван Аксель XV века, где развернется экспозиция. Старинные кирпичные стены, стрельчатые окна и открытые деревянные перекрытия создадут тонкую ткань атмосферы для прочтения актуальных работ 14 художников.
Любопытен расклад представителей — 7 на 7, одинаковое число российских и зарубежных авторов. Среди наших: Семён Александровский, Татьяна Ахметгалиева, Дмитрий Булныгин, Софья Гаврилова, Ирина Затуловская, арт-группа «Провмыза», Леонид Тишков. Из иностранцев выступают Юрий Календарёв (Россия – Италия), Марникс де Нийс (Нидерланды), Давид Клербо (Бельгия), Мартин Хонерт (Германия), Фабрицио Плесси (Италия), Мариано Сардон (Аргентина), Масаки Фуджихата (Япония).
— Вместе они исследуют новые открытия на стыке оптики и искусства, в тех сферах, которые объединены стремлением человека к познанию мира и определением своего места в нем, — объясняет глава отдела кино- и медиаискусства Ольга Шишко. — Авторы расширят привычный угол человеческого зрения — от 120 градусов к 360 градусам зрения птиц. Откроют другое измерение, по которому зрители смогут путешествовать.
Между прочим, отдел кино- и медиаискусства возник в музее в унисон с рождением проекта «Пушкинский ХХI». Это некий музей в музее. В нем на равных почувствовали себя все формы презентации современного арта: от живописи и скульптуры до виртуальной реальности. Пока проекты этого направления размещались в зданиях музея и в усадьбе Голицыных, но в скором времени для них должны выделить отдельное пространство вне музейного городка.
ГМИИ не сегодня вступил на путь инновации. Трудные шаги в обуздании нового он проделывает уже более полувека, с тех самых пор, как Ирина Антонова первой в стране показала Пикассо (1956), Тышлера (1966), Шагала (1987)... Сегодня этот список может выглядеть наивно, но в те годы предъявлять такие имена было невероятной смелостью, граничащей с дерзостью. Власть Антонову по головке не гладила, и все понимали, что музей был оплотом либерализма и свободы в той максимальной степени, которую мог себе позволить.
За четыре года, пока у его руля стоит Лошак, градус новаторской деятельности не только не был понижен, но и в какой-то мере вырос до предела. Возбужденно обсуждаются как прошедшие выставки-интервенции Дмитрия Гутова и Александра Пономарева, так и грядущие — группы Recycle и Цая Гоцяна. Это адаптация актуального искусства в стенах классического музея протекает с помощью неожиданных, глубоких выставок современных авторов. Реагируют на них по-разному. Всем не угодишь, но прислушаться ко многим рациональным мнениям можно, сделав тем самым следующий шаг менее болезненным и более грамотным.
— С «Пушкинским ХХI», то есть музеем сегодняшнего дня, надо свыкнуться, — резюмирует Лошак. — Хочется, чтобы кредит влияния, которым мы обладаем, был истрачен на то, чего от нас ждут. Наш особенный взгляд и специфическое понимание предмета заслуживают движения. Это необходимо в первую очередь для молодых, которые говорят на новом языке и видят мир в другой оптике. Таких зрителей мы хотим видеть рядом, и для них музей готов работать не покладая рук.