— Сергей, пододеяльники сделаны из фототкани?
— Если бы… Повсюду искал, но так и не нашел. Оказалось, фототкань перестали выпускать. Так что обратился к помощи фотографов, благодаря их стараниям получилась такая печать. Ушло на это несколько лет, к концу прошлого года была выполнена половина работы. Я удивился, что директор музея Ольга Свиблова рискнула согласиться представить проект, хотя он требовал серьезной доработки.
— Почему именно пододеяльники?
— Это касается снов. Видишь их, когда укрыт пододеяльником. Многое мне приснилось так про СССР. Во-первых, я оттуда родом, во-вторых, сейчас отовсюду говорят про юбилей революции, вот и думаю постоянно об этом. Почему то, о чем думаешь, часто может присниться — судить не берусь, хотя изучал взгляды на этот счет профессора Фрейда. Зато могу сказать про пододеяльники: массовое их производство начинается только после Второй мировой войны. Мне кажется, это не только вопрос дизайна, но и необходимости быстрого стирания ужасов сновидений, связанных с пережитой травмой.
— Налет травмы чувствуется и в видеоролике, который беспрерывно транслируется на выставке.
— Это вышло случайно. Я в прошлом году засиделся со старшим братом на веранде в его день рождения и предложил заснять видео, чтобы сохранить момент на годы вперед. Параллельно с этим роликом, где брат сидит и считает до ста, играет увертюра Чайковского к «Лебединому озеру». Брат как будто оглядывает сверху, как очевидец, весь СССР, пойманный на пододеяльниках, и как будто за эти 100 секунд, как длится сон, проносится история эпохи.
Стратегический партнер МАММ: MasterCard
Справка «МК»
Сергей Братков — один из самых востребованных художников, представляющих Россию и Украину на международной художественной сцене; участник Венецианской биеннале (2003, 2007), биеннале в Сан-Паулу (2002), Московской биеннале (2007), «Манифесты» (2004) и важнейшей выставки «Москва — Берлин. 1950–2000 (2003–2004; Martin Gropius Bau, Берлин; Государственный Исторический музей, Москва). Его персональные выставки проходили в Музее фотографии города Винтертура (Швейцария), PinchukArtCentre (Украина), Deichtor Hallen (Гамбург), Государственном музее актуального искусства (Гент). В 2009 году Братков стал лауреатом премии «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства».