Направляясь в парк по Крымскому мосту, видим, как на зданиях местной администрации вырисовываются граффити — черно-белая лестница с антеннами и цветастая надпись «Спасибо за внимание и попытку понимания». Вырисовываются, потому что на наших глазах изображения докрашивает один из ведущих московских граффитистов Кирилл Лебедев по прозвищу Кто. Это первый маячок, который сигнализирует о столкновении с искусством.
Дальше — больше. У лебединого озера на крыше временного здания музея, сейчас разобранного, сосредоточились реплики античных скульптур, вырезанные из фанеры. Рефлексия на тему поисков истоков современного искусства в древности — дело рук питерца Александра Шишкина-Хокусая, соединившего в своем псевдониме русского пейзажиста и японского художника. Эти и другие проекты разбрелись по парку и составляют один из семи разделов триеннале — «Морфология улиц».
За стены здания шагнул и неординарный проект «Твой возраст и мой возраст и возраст радуги». К нему швейцарец Уго Рондиноне привлек детей 4–10 лет. Они нарисовали по просьбе художника 1500 изображений радуги, которые расположились на 100-метровой стене перед музеем. А на его крыше примостилось радужное послание «Наш чудо-час», соответствующее духу весеннего выставочного сезона.
Задает его при входе тотальная инсталляция Ирины Кориной, которая в этом году представит Россию на Венецианской биеннале. Что художница подготовит для нее, пока неизвестно, а здесь она показывает трехэтажную архитектурную конструкцию из предметов, связанных со стройкой, которая не заканчивается в Москве. Среди них — тентовая ткань, черепица, металл, дерево, искусственный мрамор, целлофан, ядовито-оранжевого цвета костюмы рабочих всех размеров (включая младенцев) и запахи.
— Они, как транспорт, за одну секунду переносят нас в другое время и место, — объясняет Корина. — Я впервые работаю с запахами, поэтому вместе с парфюмером разработала 12 ароматов. Они хранятся в стеклянных баночках, которые вы найдете на каждом этаже конструкции. Из самых неожиданных — запах сырого бетонного подвала, гуаши и струи бобра, шпал, советской мази… Все они призывают гостей открыть секреты, спрятанные за нелепыми, но знакомыми фасадами.
К так называемым фасадам обратилась и новосибирская художница Маяна Насыбуллова, решившая вплавить в янтарь фрагменты истории: фантик жвачки «Love is…», советские значки, старые монеты, фотографии и даже айфон… Еще один автор из Новосибирска Артем Лоскутов нестандартно проявляет художественное «я», устраивая в родном городе «монстрации». Это почти как демонстрации, только участники тут выражают свои взгляды на искусство. Фотография такого шествия с лозунгом цвета фуксии и надписью «Здесь вам не Москва» стала определяющей для триеннале.
Всего на ней представлено более 60 художников почти из 40 городов. Кроме малоизвестных авторов встречаются и гуру современного искусства: Андрей Монастырский, Дмитрий Пригов, Ольга Чернышева и Анатолий Осмоловский. Он оправданно и остроумно вылепил себя из бронзы в костюме патриарха московского акционизма. Вместо крестов его украшают фотографии Олега Кулика, Петра Павленского, Pussy Riot…
Не менее неожиданно смотрится работа Анфима Ханыкова из Ижевска — торчащая из стены деревянная рука, сжимающая кирпич, из которого течет в ведро струйка самогона. Кураторы проекта предупредили, что напитка задействовано 10 литров — хватит всем, можно пробовать. Вода встречается и в ванной-кровати Владимира Архипова из Рязани. Ее сделал русский мужик Геннадий, а Архипов только нашел, как и многие другие предметы-гибриды, перепрофилированные жителями из бытовой надобности.
— Наши кураторы исследовали свыше 40 городов и встретились с более чем 200 художниками, чтобы выбрать из них лучших, — говорит директор музея Антон Белов. — Тех, кто передает дух времени, осмысляет социальные тенденции и формирует художественную жизнь регионов.