На «слепом» прослушивании певица оказалась единственной, кто повернулся к двум соискателям: Джавиду Мамедову, слесарю из Гянджи, с внешностью, данными и задатками глянцевой поп-звезды, способной умыть в слезах восторга и стонах обожания миллионы поклонников — не хуже любых энрикеиглесиасов-джаредовлетто-джастиновбиберов… И — Эве Восканян, рок-бандерше из Еревана, отчаянно замахнувшейся на Земфиру нашу Рамазанову и сумевшей силой, красотой своего голоса и исполнением песни «Любовь как случайная смерть» оправдать весьма амбициозный наскок. Оба счастливчика теперь в команде такой фантастической наставницы. Уже счастье!
А наставница тут же поразила публику неожиданной инициативой. Хотя почему неожиданной? Ведь эта невыносимая, утробная боль страданий от зла и несправедливости, не сыгранная, а прожитая каждой клеточкой тела, каждым флюидом души, каждым вздохом в песне-триумфаторе прошлого «Евровидения» — «1944», покорила не только тех, кто знал, чего можно ожидать от Джамалы, но и армию новых поклонников, не слышавших до этого о певице ни слова. Поэтому ход ее мыслей на телешоу хотя и мог оказаться для зрителей неожиданным, но был, по сути, абсолютно логичным.
Джамала, набравшая в «слепом» режиме к себе в команду армянских и азербайджанских участников, погрузилась в минутную задумчивость и вынесла вердикт: «У меня есть шанс помирить два народа, которые в ссоре уже 20 лет!..» (ремарка: в этом месте мне представилось вдруг, как лет через двадцать крымская татарка Джа будет мирить на «Голосе» русских с украинцами…). «Они же вообще даже не разговаривают друг с другом, — продолжала размышления зажегшаяся идеей певица, — может, это будет миротворческий проект!». «Тамада» вечеринки Потап даже не нашелся сразу, что и ответить…
Удивительно, что я, например, даже не задумывался никогда, кто с кем разговаривает или нет, когда на тех же конкурсах «Евровидения» замечательно общался с участниками из разных стран, включая Армению и Азербайджан, многие из которых были абсолютно чудесными людьми и артистами, зажигали яркими песнями, номерами, завоевывая заслуженную похвалу, высокие места и даже победу…
Тем временем в Украине, Азербайджане и Армении началась настоящая медийная шумиха о «дуэте мира», который создает Джамала. Шумиха, в которой, кажется, впервые настроения взаимной «нерукопожатности» у двух кавказских народов-соседей сменились нотками благожелательности, заинтересованности и сдержанного любопытства. Наблюдатели вспомнили тем временем арабо-еврейский дуэт Ноа и Мира на московском «Евровидении‑2009», который выступал под флагом Израиля. Вопреки всем плевкам и шипению с обеих враждующих сторон милые и трогательные девушки стойко и мужественно пронесли свою оливковую ветвь мира на конкурсе, вызывая восторг и уважение публики, журналистов. Красивый дуэт, чувственная и пронзительная песня, символизм, вдохновляющие и дарящие надежду…
Увы! Если бы музыкальные дуэты что-либо решали или могли изменить в этом мире! Между израильтянами и арабами все так же стаями носятся черные кошки. Сколько бы ни митинговали поп- и рок-звезды мира на глобальных акциях и по разным поводам — за все хорошее против всего плохого, — плохого пока не убавляется, а по некоторым ощущениям даже прибавляется…
Вряд ли миротворчество Джамалы и азербайджано-армянский дуэт, у которого пока даже нет названия, сможет кардинально что-то изменить, но любые действия, акции, инициативы из области т.н. народной дипломатии при этом все-таки важны — как кирпичики, которыми начнут выкладывать в каком-то будущем фундамент мира. Только котлован под этот фундамент должны вырыть, простите за печальную прозу жизни, мерзкие и гадкие политики… Потому что других, к сожалению, в этой породе, похоже, не водится…
А будущее у дуэта Эвы и Джавида, конечно, есть, тем более под патронажем такой мудрой и творческой до мозга костей наставницы Джамалы. Они оба музыкальны, красивы, органичны. Остальные составляющие успеха кроются не только в Фортуне, но и в мириадах деталей, причем не только творческого свойства. Тем более что именно в деталях, как известно, кроется дьявол…