Черно-белая ретроспектива не просто живого, но еще молодого классика — 55‑летнего Мухина — получилась обильной на эмоции. Тут тебе и Алла Борисовна с очень строгим лицом демонстрирует всю длину ног при поиске нужной аудиокассеты. Нахохлившийся худощавый участник «АукцЫона» стоит на углу. Жанна Агузарова отплясывает в эпатажном костюме, а Вячеслав Бутусов зажигает на гитаре.
— Кроме блистательных фотографий русского рока мы сознательно взяли еще одну серию Мухина — «Монументы» 1988 года, — говорит куратор выставки Анна Зайцева. — Тема нашего фестиваля, в рамках которого показана выставка, — «Ветер времени». Тогда, в перестроечное время, происходило столкновение двух эпох, которое максимально точно передают работы Мухина. Глядя на них, физически ощущаешь, как разрушается советская монументалистика, а на ее развалинах прорастает новое мышление, эстетика. Один мир пробивается сквозь другой, уходящий, — это сюжет экспозиции.
В нее входит около 120 кадров, которые некоторые рассматривают только как летопись 1980‑х. Да, фотограф зафиксировал процесс и передал атмосферу того времени, но это узко и не отражает всего мухинского полета. Как настоящему мастеру и учителю — преподает в школе Родченко, — ему удалось создать полноценный учебник фотографии, который показывает, как можно зафиксировать смену стилистических и ментальных эпох, происходящую тут и там.
— Игорь, вы снимали Цоя, Гребенщикова, Шевчука... Александра Градского в этом ряду не хватает.
— В то время он уже был певцом эстрады, востребованным и разрешенным. Меня же интересовал запретный рок, который тоже в конце концов стал легальным.
— Чем он вас так манил?
— Не самими рок-музыкантами, я их специально не снимал. Фотографировал молодых людей, таких же, как я, и получалось, что в кадр иногда попадал кто-то из рокеров. Во всем этом самым главным для меня было выйти на улицу — и удивиться, что ты не один.
— Такое могло быть?
— Время было странное, хотелось его исследовать. Казалось, это государство будет жить вечно. Но тут что-то начало происходить. Подул тот самый ветер перемен.
Корпоративный попечитель МАММ: «Норильский никель».