Средства на церемонию вручения наград опять собирали с мира по нитке. Гранта Минкульта критиков лишили, но теперь они не скидывались, как год назад. Помог продюсер Игорь Каленов, нашедший средства на изготовление «Слонов». Лауреат премии в номинации «Лучший сценарий» Юрий Арабов за фильм «Монах и бес» Владимира Досталя (а он уже трижды получал «Белого слона»), как всегда, точно оценил ситуацию: «Происходящее напомнило мне 1 апреля. Когда работаешь в кино, кажется, что ничего и нет. А придешь к вам — и вроде бы все есть — кинематографисты молодые и старые вроде меня. Когда умрет последний сценарист, никто этого не заметит, когда не будет критика, мы не увидим ничего, что видели сегодня. То, что премию лишили финансирования, — это безобразие. Если нужна моя подпись в защиту, я ее поставлю. Вручавший Арабову награду писатель Евгений Попов признался, что провел два часа осмысленной жизни на церемонии: «Собрались красивые, интеллигентные люди. Не то что в писательской среде, где все ненавидят друг друга и пишут доносы». И вспомнил, как Арабов с Сокуровым украли собственный фильм, который цензоры им велели смыть.
Началась церемония с неожиданного признания отца-основателя критической премии и фестиваля «Кинотавр» — продюсера Марка Рудинштейна. Вручая премию имени Мирона Черненко — многолетнего руководителя Гильдии киноведов и кинокритиков — питерскому режиссеру Карену Геворкяну за игровой фильм «Вся наша надежда», в котором снимались реальные шахтеры, он сказал: «Я — его отец». И передал помимо «Слона» раритетную статуэтку «Золотого овна». Дело в том, что когда-то фильм Геворкяна «Пегий пес, бегущий краем моря» был главным победителем «Кинотавра».
А триумфатором «Белого слона» стал Андрей Кончаловский с фильмом «Рай», который будет представлять Россию на «Оскаре». Киновед Елена Стишова напомнила, что именно в Белом зале Дома кино 50 лет назад состоялся единственный показ немеркнущего шедевра «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж». Потом фильм упекли «на полку» до 1988 года. Победитель прошлого года Александр Миндадзе и президент Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов вручили Кончаловскому сразу две награды — за лучший фильм и лучшую режиссуру. Достался «Слон» и оператору «Рая» Александру Симонову, само явление которого народу было удивительным. Это человек невероятной застенчивости, многим известный по картинам Алексея Балабанова и абсолютно непубличный. Он никогда не приходит на киноцеремонии. «Рай» изначально был рекордсменом по числу номинаций — их было восемь. Кончаловский растрогался и произнес изумительную речь о кино: «Самый дорогой приз от моей критики, моей дорогой русской критики. После 50 лет в кино мне пришла мысль, что его язык безграничен, и не знаю, что это такое. Но что-то в этом смысле только теперь обнаружил. Не понимаю, почему все так возбуждены по поводу призов Американской киноакадемии. Не самый это главный приз. Фильм — продукт любви…»
«Ученика» Кирилла Серебренникова отметили за музыку, написанную Ильей Демуцким, и женскую роль второго плана, сыгранную уникальной актрисой Светланой Брагарник. А «Зоологию» Ивана Твердовского-младшего — за лучшую актерскую работу Натальи Павленковой. В последнее время она получает по всему миру награду за наградой, а ведь 10 лет назад говорила себе: «Наташа, ты не умеешь сниматься в кино». Теперь она благодарила «мальчишку Твердовского» за счастье работы с ним. Лучшая мужская роль, как и роль второго плана, — у актеров Тимофея Трибунцева и Бориса Коморзина в картине «Монах и бес». Лучшим художником критики назвали Андрея Понкратова, воссоздававшего с режиссером Алексеем Мизгиревым Петербург XIX века в «Дуэлянте». Только эта картина оказалось абсолютно бесхозной — никто не пришел за наградой.
За дебют отмечен «Коллектор» Алексея Красовского — фактически монофильм с Константином Хабенским в главной и единственной роли. Премия «Событие» присуждена документалисту Виталию Манскому сразу за две картины — «В лучах Солнца», снятую в Северной Корее, и «Родные», рассказывающую о близких режиссера, живущих на Украине. Сам Виталий с недавних пор обосновался в Риге, откуда и прислал свое обращение со словами благодарности. Оператор этих картин Александра Иванова рассказала, как снимали в Корее как раз в те дни, когда шла Олимпиада, бежал из Украины Янукович, а съемочная группа находилась в полной изоляции. А вернувшись на родину, оказалась в другой стране. И тут же приступили к «Родным». В России был единственный показ этой картины.
Сразу двух «Белых слонов» за лучший анимационный фильм получили «Кукушка» Дины Великовской, поторопившейся за наградой из Берлина, и «До любви» Игоря Ковалева, в работе над которым принимал участие художник Дмитрий Маланичев, давно работающей на благо «Симпсонов» в Лос-Анджелесе. Сам Ковалев не хотел даже приходить на церемонию, поскольку не считает свою картину абсолютной удачей. Не перевелись еще бескомпромиссные по отношению к себе творцы. Лучшим документальным фильмом критики сочли ленту «Слишком свободный человек» Веры Кричевской о Борисе Немцове, который начали снимать в апреле 2015 и хотят показать зрителям ко второй годовщине со дня гибели своего героя. Молодые критики (их 70 в возрасте до 33 лет из России, Казахстана, Украины и Армении) свою премию «Голос» отдали «Ученику» Кирилла Серебренникова и отметили спецпризом Александра Сокурова за гражданскую позицию и слово в защиту украинского режиссера Олега Сенцова, приговоренного к 20 годам лишения свободы. Таким образом, они восполнили вопиющую ошибку «взрослых» критиков, лишивших награды его уникальную «Франкофонию» из-за издержек регламента. Картину надо было рассматривать еще год назад, но ее мало кто видел, а сам Сокуров настаивал на том, чтобы перенести ее участие в «Белом слоне» на 2017 год. И вот что получилось. Президент Гильдии киноведов и кинокритиков свой приз — «Балерину» — символ транссексуальности современной культуры, как он пояснил, и букет в виде слона — вручил нашей коллеге Евгении Тирдатовой, снявший документальный фильм о Рудольфе Нуриеве на основе уникальной хроники близких выдающегося артиста и хореографа.