– Кирилл Эмильевич, умер действительно знаковый актер…
– Ом Пури – один из самых сильных и ярких актеров, который сочетал, с одной стороны, зрелищные роли в больших болливудских фильмах, с другой, был очень серьезным драматическим артистом. Думаю, что по уровню дарования (если не по уровню известности), он может быть сопоставлен с Амитабхом Баччаном (который считается самым крупным), или из нового поколения - с Шахрухом Ханом, например…
– Но Болливуд сегодня не сдал свои позиции в мире?
– Что касается Болливуда, то здесь проблема довольна сложная. С одной стороны, Болливуд в мире очень сильно укрепился и нынче воспринимается, как один из немногих соперников Голливуда в транснациональном кинематографе (правда, Голливуд, в основном, ориентируется на Запад, хотя и на Восток тоже, а Болливуд – на Восток, хотя и на Запад тоже).
– Но в нашей стране Болливуд потерял позиции…
– Это было обусловлено прозападной ориентацией, которая пришла на смену коммунистическому режиму. И те страны, которые, в основном, делали успех индийскому кино, – это среднеазиатские республики, – они вышли из состава СССР. По своим финансовым возможностям они бедны, у них нет средств покупать болливудские картины, поэтому они стали делать свой доморощенный «Болливуд».
Это, в первую очередь, касается Узбекистана и Киргизии (это мало у нас известно, но там есть очень сильная собственная кинематография, которая может конкурировать в прокате даже с Голливудом, но, повторяю, на болливудские ленты денег у них не хватает). В самой России похожая ситуация с той же Якутией, хотя она на Болливуд никогда не ориентировалась.
– Но поклонники индийского кино у нас сохранились?
- Конечно, хотя и благодаря профильному телеканалу… Когда международная политика переориентировалась, и мы стали в последнее время больше смотреть на Восток, чем на Запад, ситуация начала постепенно поворачиваться к Болливуду, но, так сказать, уже волевыми усилиями руководства – после встречи Путина с премьер-министром Индии Моди, и затем последовавших многочисленных фестивалей индийского кино… Впрочем, фестивали эти не имели соответствовавшего зрительского успеха.
– Почему?
– Они не давали того экономического результата, который дает в России кино голливудское. Почему? Возможно, психология в России все равно остается прозападноориентированной, невзирая на восточную ориентацию политики. Но может быть сознательная поддержка восточного начала, блок БРИКС, ориентация на Индию и Китай и дадут со временем какие-то результаты… пока мне сказать трудно. Пока кинематографическое сообщество (и коммерческое, и творческое) относится к этому с опаской, и делает что-то в плане продвижения Болливуда с нежеланием, не веря, что в России что-то получится с такими гигантами как индийский и китайский кинематограф.
– Они провалятся?
– Китай и Индия не найдут здесь зрителя такого масштаба и такой степени обеспеченности, который мог бы дать серьезный экономический импульс.