Lumen показали мир в бензине и нефти
Четыре года назад «Megaбит» рассказывал о концептуальном взрывном альбоме этой рок-команды «На части». С тех пор ребята не сдавали позиций и продолжали уверенно двигаться вперед по проторенной колее социальных текстов и резкого, уверенного звучания, оставались узнаваемыми, но с прежней силой удерживали интерес поклонников свежими опусами. С тех пор у них успела выйти еще одна полноценная работа «Нет времени для любви» (2013), а также две концертные пластинки — «Акустика» (2014) и «Всегда 17 — всегда война» (2015). В этом году восемнадцатилетие группы (12 февраля 1998 года ребята сыграли свой первый концерт на одном из музыкальных фестивалей, именно эту дату команда считает своим днем рождения) ознаменовалось альбомом «Хроника бешеных дней». Появившись две недели назад, он уже успел забраться на вершины российских чартов.
Атмосферно название полностью отображает содержание: у Lumen, как всегда, все структурировано и четко, однако совсем не скучно — наблюдать за драматургией треков можно как за стремительно развивающимся сюжетом фильма-боевика, точнее, в данном случае — антибоевика. Это набор бескомпромиссных антивоенных композиций, в которых музыканты поют об ужасах, происходящих сейчас в мире, предлагая вместо того, чтобы искать виноватых, каждому посмотреть на себя в зеркало, о реакции людей на страшные события, преимущественно — равнодушии большинства.
Темы, поднимающиеся в треках, — возможные пути к миру, поиск истины, свободы, осознанность. Хотя команда продолжает держаться корней и своей излюбленной формы звучания — утяжеленные гитары, жесткий ритмический каркас, резкие мелодии, — она все больше эволюционирует философски и идеологически. Тексты сплетаются из точных, метких фраз — вроде «мир пропитан бензином и нефтью», «есть много способов забыть о том, что надоело знать», «из всех возможных дел мы выбираем то, что горы чьих-то тел сметет войны каток».
Композиции «Истина» и «Голоса мира» поклонники слышали еще до выпуска пластинки, причем в последней спели, помимо солиста Тэма Булатова, еще 18 вокалистов из трех стран мира — лидеры команд-участников конкурса «Роксмена», а клип на первую вошел в пятерку самых просматриваемых в России роликов в Интернете.
«Самое подходящее к альбому определение — мощный, — комментирует свою работу Тэм, — через все его содержание красной линией проходит антивоенная тема. Сам стиль сложения новых текстов был отчасти вдохновлен творчеством группы Nirvana — много повторов одной строки или слова, больше образов, чем историй и линейных размышлений, хотя без этого, конечно, тоже не обошлось. «Хроника бешеных дней» — очень риффовый альбом, в нем много тяжелых песен. Все вместе — это гремучая смесь».
Louna: ужасы в мышеловке
Название новой пластинки Лусинэ Геворкян со товарищи «Дивный новый мир» сразу заставляет вспомнить последний альбом «Воплей Видоплясова» «Чудовий Свiт» («Чудесный мир»), но сходство оказывается только внешним. Если Олег Скрипка собрал под общим «грифом» песни в стиле «светлого пост-хиппи» (так он сам определил стилистику), то группа Louna сработала на контрасте: те вещи, о которых поется в альбоме, далеко не столь радужны, как подобранное для него имя, звучащее, скорее, как ирония. И здесь музыкантам, вероятно, все-таки ближе не коллега по сцене, а писатель Олдос Хаксли, выпустивший в 1932-м антиутопический сатирический роман с почти полностью идентичным названием «О дивный новый мир». В нем он пишет о жизни в Лондоне в 26-м веке, где нет семей, царит общество потребления, люди не рождаются естественным путем, а выращиваются в специальных сосудах, проблемы любого характера «решаются» путем наркотического средства сомы, и все в таком духе. Артисты, конечно, не пересказывают на пластинке содержание произведения. У них своя антиутопия — «дивный новый мир» современности. И, кажется, они негласно договорились с Lumen — петь на новых пластинках по сути об одном и том же, немного по-разному подавая идею.
Кажется, если целью первой команды было выпустить антивоенную пластинку, то Louna безжалостно обличает все пороки и оголяет все уродства окружающей нас реальности, рубя правду-матку без прикрас. «Дивный новый мир» — это символ всего современного мира, где, слепо веря пропаганде и навязанным ценностям, люди теряют истинную свободу и даже не замечают, что повсюду идет разрушительная война», — так музыканты описывают свою работу.
В хлестких, шокирующих текстах, обрамленных не менее тяжелыми и жесткими по звуку мелодическими рамками, они показывают «беспросветные дни в сонном царстве теней», где «Цезарь крал за народ, Брут продался за твит, тот — ура-патриот, этот космополит», а тем, кто идет на войну, говорят: «Мы тебя к матери вернем, сынок, без головы, без рук или без ног». Композиция «Больше ада» — откровение на тему духовных скреп и теплой дружбы церкви и государства; названия песен «Пропаганда», «За гранью», «Сердца из стали» говорят сами за себя.
С каждым треком краски сгущаются. Речь идет не только о войне и политике, но и о проблеме обывателей, у которых «из друзей лишь алкоголь, телевизор, кресло и никотин», о шоу-бизнесе (в сатирическом опусе со словами «вот вам гениальный рифф, вот вам заводной мотив, вот вам самый модный бит — это точно будет хит»). Все это звучит правдиво, искренне, но подавляюще.
Впрочем, сами артисты предлагают не ставить точку и не делать однозначный вывод, что апокалипсис восторжествовал. Как воспринимать нашу «дивную» действительность — решать каждому живущему в ней самостоятельно, но команда оставляет на своей пластинке более или менее светлое окошко — песню «Весна», в которой кое-где да и слышится надежда на лучшее будущее. Ее Лусинэ спела дуэтом с вокалистом группы «Порнофильмы» Владимиром Котляровым. И все-таки печально и показательно, что общим эпиграфом ко всему альбому стала цитата Егора Летова: «Мышеловка захлопнулась».