Каждому брату — по залу; над дверьми в зал каждого — забавные, написанные чуть ли не детским почерком надписи: «Альберт» и «Александр». Старший брат, Альберт, хоть по образованию и архитектор, предстает, конечно, акварелистом. Среди десятков его работ русского периода размером и цветом поражает произведение «Вечер на Каме». Река, природа, небо — словно живые.
— Это нарисовано в окрестностях деревни Бобыльская под Петергофом, где находилась дача Альберта и его братьев, — объясняет куратор выставки Константин Журомский. — Там он отрисовал с любовью каждый уголок, особое внимание уделял закатам и изменению цвета неба. Сотни его картин, изображающие одно и то же, смотрятся по-разному, так как художник писал их в разное время суток и года. Поэтому его называли гением места. А во Франции таким местом для Альберта стала русская колония Ла Фавьер на Лазурном Берегу.
Он нарисовал здесь десятки нежных акварелей пастельных оттенков. Из них 40 демонстрируются в виде слайдов на экране. Они из коллекции правнуков художника — Петра, Сергея и Ивана Черепниных. В силу преклонных лет они не смогли отправить работы из Парижа и Нью-Йорка, где живут, но согласились сфотографировать их. Оказалось, никто, кроме близких семьи, не видел акварельную серию, написанную Альбертом в эмиграции. А теперь можно проследить эволюцию творчества мастера, сравнив его российские работы, написанные в 30 лет, с французскими, выполненными почти в 80.
— Я был воспитан в Париже моей бабушкой, Марией Бенуа-Черепниной, которая и дала мне представление об Альберте, — пишет из Нью-Йорка Петр Черепнин. — Он был человеком веселым, оптимистичным. Живо интересовался всем происходящим вокруг и всегда оставался человеком счастливым, несмотря на трагические перипетии судьбы. Безмятежность и ясность отразились в его картинах, созданных в поздние годы во Франции, когда здоровье его сильно пошатнулось.
Александр Бенуа предстает в двух ипостасях: мирискусника и театрального художника. Среди 50 театральных работ — эскизы декораций к громким балетам Дягилева: «Петрушка», «Жизель», «Павильон Армиды» (с него начался подъем русской сценографии ХХ века). Из них по залу рассредоточились герои в натуральную величину. Придворная дама в роскошном наряде охмуряет рыцаря. Пляшут под музыку баяниста веселые персонажи «Петрушки». Страшный солдат Преображенского полка грозит детишкам пальцем.
Период «Мира искусства» узнаем в картинах, ставших популярными еще при жизни художника благодаря многочисленным публикациям. Историческая акварель «Кормление птиц Александром I в Царском Селе в присутствии Фридриха Вильгельма» вошла в знаковое издание «Императорская охота на Руси». Два хрестоматийных вида Версаля опубликованы в журнале «Аквилон», а «Отъезд графа Орлова на охоту из Гатчинского дворца» создана для книги «Григорий Орлов. Историческая поэма».
Тут вспоминается Бенуа-иллюстратор. Демонстрируются работы Александра для популярной «Азбуки в картинах», «Пиковой дамы», «Медного всадника» и «Капитанской дочки». Особое внимание — роскошному альбому «Царское село», уникальному образцу коллективного творчества Бенуа и первоклассных русских графиков — Сомова, Добужинского, Лансере, — которых он привлек к работе над изданием.
В общем, организаторам небольшой, но авторитетной галереи удалось сделать логическое продолжение выставки «Альберт Бенуа. Чудотворения», с успехом прошедшей летом. Личности обоих Бенуа, которым давно не посвящали экспозиции, раскрыты в полной мере, на что обычно решаются только большие музеи.