АД ГОДА — проявился в том, как Россия провожала на «Оскара» своего номинанта Константина Бронзита с мультфильмом «Мы не можем жить без космоса». Это позор уходящего года: вместо того чтобы поддержать красу и гордость отечественной анимации, чиновники обвинили номинанта Бронзита в самопиаре и ничего не сделали для достойного представления России на церемонии в Лос-Анджелесе.
Теперь в оскаровский шорт-лист в категории «Лучший фильм на иностранном языке» попал «Рай» Андрея Кончаловского, рассказывающий об ужасах Второй мировой войны и созданный при участии европейских партнеров. В наших кинотеатрах он выйдет без попкорна, с которым Кончаловский намерен бороться лично. Хочется верить, что «Рай» обойдется без ада, постигшего ленту нашего прошлогоднего номинанта.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОДА — постановки опер Мечислава Вайнберга в Мариинском театре и Екатеринбургском театре оперы и балета. Сочинения выдающегося русского/советского композитора Мечислава Вайнберга, незаслуженно забытого и почти не исполняемого, вернулись на российскую сцену. В Мариинском театре поставлена его опера «Идиот», а в Екатеринбурге — «Пассажирка». Наследие Вайнберга огромно: 22 симфонии, 17 квартетов, 5 концертов, оперы, оперетты. Его музыка звучит в фильмах «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Гиперболоид инженера Гарина». Кричалки и сопелки из мультика «Винни-Пух» распевает каждое новое поколение малышей. Теперь и академическая музыка композитора, в частности, его оперы, становится достоянием любителей музыки. Отрадно, что следующий год продолжит эту тенденцию: оперу «Идиот» поставят в Большом.
УВОЛЬНЕНИЯ ГОДА — убрали директора Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаила Миндлина и руководителя Музея древнерусской культуры им. Рублева Геннадия Попова. Но прежде по решению министра культуры Мединского Государственный музейно-выставочный центр (РОСИЗО) поглотил ГЦСИ, который Миндлин возглавлял 22 года. Ему наспех предложили должность в Рублевском музее, так как древнерусское искусство — сфера личных интересов Миндлина. Он согласился, но ради этого пожертвовали фигурой очень уважаемого специалиста — 76-летнего Геннадия Попова, контракт с которым у Минкульта был подписан до 2017 года. Пожилого профессионала с безупречной репутацией оставили заместителем по научной работе. Спасибо, что не выбросили на улицу, как вдову Окуджавы из музея поэта.
ДИСКУССИЯ ГОДА — душит цензура творцов или нет? Первый камень бросил Константин Райкин на съезде СТД, а дальше пошло-поехало. Двусмысленность публичного обсуждения заключалась в том, что больше всех кричали те, которые себе позволяют всё. Страсти по цензуре разгорались, в то время как болевые точки российского искусства и, в частности, театра, особенно в провинции, никому не были интересны.
ПРОВАЛ ГОДА — гастроли театра «Ла Скала» на сцене Большого театра. Качество исполнения оперы Верди «Симон Бокканегра» и его же «Реквиема» оказалось настолько низким, что заставило усомниться: на самом ли деле перед нами солисты прославленного театра из Милана? Не случилось ли с ними беды? Вдруг они, бедные, ходят где-то, ограбленные и растерянные, по холодным российским степям, а их место на сцене Большого театра заняли самозванцы? Но нет. Все было по правде. «Реквием» и вовсе разочаровал, особенно в акапельных фрагментах, где звучала атональная каша вместо прекрасного вокального ансамбля. Осталось только ломать голову: выразилось ли в этом отношение к гастролям в «провинциальной» России как к халтуре или все это досадная случайность? И уж совсем не хочется думать, что такой уровень — отражение реального состояния этого театра сегодня.
НАЗНАЧЕНИЕ ГОДА — избрание на пост главы Росгосцирка Дмитрия Иванова, бывшего директора Ижевского цирка, весьма авторитетного менеджера. На каждого нового гендиректора (а их сменилось уж немало в последние годы) возлагалась миссия продвижения цирковой реформы, ремонта цирков на местах, оздоровления жанра. Но, видимо, сама экономическая модель некогда славной советской цирковой компании уже мало вписывается в новые реалии, и каждый новый директор, будь он хоть семи пядей во лбу, ничего кардинально изменить не может. Что не отменяет, впрочем, каких-то конкретных дел: в конце года Иванов открыл отремонтированный цирк в Омске, а также (хотя решение исходило от Мединского) принял на баланс Росгосцирка некогда самостоятельный цирк на Фонтанке, что до сих пор вызывает спорную реакцию в цирковых кругах. В недалеком будущем на базе цирка на Фонтанке обещают появление крупного международного фестиваля.
ФЕСТИВАЛЬ ГОДА — книжная ярмарка на Красной площади, которая у стен Кремля соединила литературу с кино, театром, оперой и балетом. Стихи читали любимые поэты, известные писатели общались с читателями, культовое кино крутили на 9-метровом экране, показали фрагменты знаменитых спектаклей, балетных постановок и рок-оперы Артемьева «Преступление и наказание». Успех проекту обеспечили культовое место и атмосфера: читать книгу в шезлонге у кремлевских стен — это дорогого стоит. Два года идею фестиваля лично лоббировал экс-спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Надеемся, что и на посту главы Службы внешней разведки он опять сможет это сделать.
СМЕНА ГОДА — руководителей сразу двух балетных театров Москвы: на место Игоря Зеленского в Музтеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко пришел Лоран Илер, экс-этуаль Парижской оперы; это уже второй случай после Начо Дуато в Михайловском театре (и третий после Мариуса Петипа в XIX веке), когда на пост худрука в балетную труппу русского театра приглашают именитого иностранца — кстати, как и Петипа, француза. Лоран Илер заступит на свой пост только после Нового года, так что перспективы балета Музыкального театра пока туманны. Иначе обстоит дело в Большом театре, где Сергея Филина сменил Махарбек Вазиев. Он слывет руководителем жестким, управляющим балетом единолично и ни с кем своей властью делиться не намеренным. Не успев проработать в своей должности и месяц, продемонстрировал эти качества и в Большом: ограничил «монопольное право» прим и премьеров труппы на премьерские партии.
БРОДИЛКА ГОДА — иммерсивный театр. Два шоу в этом совершенно новом для России жанре стартовали в двух московских особняках — в Малом Гнездниковском, с «Черным русским» по «Дубровскому», и в Хамовниках, с «Вернувшимися» по «Привидениям» Ибсена. Погружение в мистический, детективный, психоделический мир, в котором зрители бродят по многоуровневому пространству, сталкиваясь с различными этапами развития сюжета. Смесь театра и квеста, интерактивной игры и перформанса. Здесь есть все компоненты традиционного спектакля — музыка, движение, драматическая игра, сценография, — но есть и то, чего раньше не было.
ПРОЩАНИЕ ГОДА — 2016 год, провозглашенный Годом российского кино, покидает нас. Кроме пафосных собраний и трескучих фраз, ничего существенного он не внес в искусство кино как таковое. Кинематографисты в массе своей развращены — им бы только урвать кусок пирога. Государство все больше поддерживает крупнобюджетную дребедень, где только касса становится мерилом успеха, — только на мировом поприще он в учет не принимается. По большому счету, востребованными оказались две игровые картины — «Зоология» Твердовского-младшего и «Ученик» Серебренникова, попавший в «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Сразу восемь картин, сделанных в России и при ее участии, номинировались на азиатского «Оскара», и ни одна не стала лауреатом. Среди номинантов Европейской киноакадемии не было российских имен — только композитор Илья Демуцкий получил награду за музыку к фильму «Ученик» без всякого конкурса. На больших экранах кассовых побед достигли «Экипаж» Николая Лебедева и «28 панфиловцев» Кима Дружинина и Андрея Шальопы, окупившие свой бюджет и даже вышедшие в прибыль.
ТРИУМФ ГОДА — постановка Римаса Туминаса «Царь Эдип». Копродукция театров — им. Евгения Вахтангова и Национального греческого — произвела фурор сначала на родине древнегреческой трагедии (играли в Эпидавре, в античном театре на 14 тысяч зрителей), а затем в Москве. В «Царе Эдипе» сошлись две культуры, два языка, две театральные традиции. Древнегреческие герои существуют по русской психологической школе, а греки речитативом и пением поднимают их и уносят высоко, туда, где небо неотвратимо темнеет и черной птицей зависает, как рок судьбы.
АЖИОТАЖ ГОДА — давка, начавшаяся в Третьяковской галерее на выставке Серова, через несколько месяцев захватила Айвазовского и теперь продолжается на коллекции итальянских мастеров из Ватикана. Жаждущие увидеть «Девочку с персиками» и другие работы портретиста стояли в очередях с раннего утра до вечера, а кому надоело, выбили дверь в галерею на Крымском Валу. А на мариниста у спекулянтов покупали билеты за 5000 тысяч при официальной цене в 400 руб. В очереди на экспозицию мастеров Возрождения вообще подрались так, что без памяти валялись у забора в Лаврушинском. К слову, бум на искусство очевиден, и профессионалы объясняют его, в частности, тем, что Третьяковка под руководством Зельфиры Трегуловой постоянно предъявляет сногсшибательные проекты.
БЕСПРЕДЕЛ ГОДА — обливание мочой фотоснимков Джока Стерджеса на выставке «Без смущения» в Центре фотографии им. братьев Люмьер. Закрытие экспозиции спровоцировал отряд «Офицеров России», перекрывший вход в фотоцентр. Следующий объект нападения — выставка «Прямой взгляд», посвященная войне на Украине, в Сахаровском центре. Люди в камуфляже и казаки ворвались в центр с банкой «Кровь детей Донбасса» и начали грубо требовать закрытия экспозиции. Отвратительно закончились нападки на Музей ГУЛАГа, на дверях которого «Революционный коммунистический союз молодежи» повесил чучело с лицом Солженицына. То, что власти вяло реагируют на самовольную «цензуру» народа (а по сути — гопников), наводит на мысль, что она чужими руками эту самую «цензуру» и осуществляет.
РЕФОРМА ГОДА — коснется финансирования столичных театров. Об этом полгода назад заявил заместитель мэра столицы Леонид Печатников и сдержал слово. С 1 января все муниципальные театры выйдут на старт с новой «дорожной картой». Итак, финансирование театров будет идти по трем основным направлениям: 1) содержание имущества театра (бюджет полностью обеспечивает его содержание); 2) услуга по показу театральных постановок (рассчитывается определенным образом, и здесь главным становится зритель, без которого театр существовать не может). И, наконец, 3) организация показа спектаклей (дополнительные расходы, связанные со спецификой театров, или если театр на ремонте, то департамент обеспечивает ему достойное временное пристанище). Обозначена средняя зарплата — 66 273 руб., обязательное количество спектаклей в год — для драмы 250 (а не 280, как было прежде) и 100 для детских, кукольных и филиалов. Но тут много нюансов, поэтому два театральных сезона будет идти мониторинг.