Здесь теперь сказочное раздолье: жар-птицы и гуси-лебеди, принцы и принцессы, замки и волшебные деревни, амазонки и голубые львы. Все пестрое и притягательное для детей. Их обычно боятся вести на Кандинского из-за абстракций, но тут их немного, и все достаточно ясные.
Это так называемый московский период художника, когда он вернулся от абстрактных работ к предметной тематике. Побудила к этому Кандинского возлюбленная Нина Андреевская, ставшая вскоре его второй женой. Посвященная ей знаменитая акварель «Одному голосу», занимающая центральное место экспозиции, написана после телефонного разговора Василия с Ниной в мае 1916 года. Через 3 месяца они встретились в залах Музея им. Александра III (ныне ГМИИ) и вскоре поженились. Так что для сотрудников музея история Василия и Нины Кандинского особенная, поэтому мы говорим о выставке с ее куратором, заведующей личными коллекциями музея Натальей Автономовой.
— Наталья Борисовна, название выставки музыкальное. Сколько тесно Кандинский связан с музыкой?
— Он с детства ею занимался, играл на виолончели, любил ходить в оперу, увлекался Вагнером, Скрябиным. Дружил с композитором Гартманом, который написал музыку для его «Желтого звука». Был близок с Шенбергом и говорил про него: «Вы создаете в музыке то, что я создаю в своих произведениях».
— Абстрактные экспрессии?
— Именно. Слово «багатели» обозначает не только форму музыкального произведения, но и название цикла акварелей на фольклорную тему, выполненных художником в 1916 году в Стокгольме. Он писал их и в московский период, выбранный нами. Тогда Кандинский одновременно создавал абстрактные и предметные изображения: акварели, живопись на стекле, часто небольшого размера. Как раз «багатели» переводятся с французского как пустячки, вещи малой формы. Но и через мелочи можно познать суть явления и истину.
— Где Кандинский увлекся подстекольной живописью?
— В Мюнхене. Это старонемецкая техника: на обратной стороне стекла писались религиозные образы, украшавшие потом храмы и соборы Баварии. Кстати, в Южной России тоже создавали стекольные иконы. В 1914 году Кандинский тоже расписывал стекла на религиозные темы. Много коллекционировал их с Габриэлой Мюнтер. Есть фотография, где он сидит в своей мюнхенской квартире перед стеной прекрасных стеклянных работ.
— В чем сложность росписи стекол?
— Это инверсия. Вы пишете на обороте стекла, учитывая восприятие зрителем композиции слева направо. У Кандинского есть подготовительные рисунки. Сохранились даже пары: акварельный рисунок и его вариант на стекле. Мы хотели представить их на выставке, но не смогли, так как они разрознены и хранятся во множестве частных коллекций.
— Тем не менее вы представили 50 шикарных его работ.
— Да, московского периода. Тогда, в 1917 году, у него началось счастливое время, нашедшее потрясающее отражение в творчестве. Он вернулся в Москву и во второй раз женился — на Нине Андреевской. Они не расставались ни на один день до конца жизни художника. Нина стала его музой, несмотря на большую разницу в возрасте. Тогда он вернулся к стеклянной технике и приобщил к этому жену. На экспозиции представлено семь ее работ. Несколько подписаны рукой Кандинского. Сам он в это время сменил религиозную тему на фольклорную: начались дамы и кавалеры, сказочные герои…
— То есть можно вести на выставку детей?
— Нужно. Специально для них мы собрали забавные, с иронией и гротеском маленькие живописные произведения. Они отличаются филигранностью, поэтому их интересно рассматривать в деталях. Привлекут посетителей и образцы лубков, на которые равнялся Кандинский.
— Как вступить в диалог с Кандинским зрителю, не обремененному знанием его творчества?
— Сам Кандинский считал, что посетитель любого возраста способен проникнуться его работами через заложенный в них эмоциональный заряд. Более того, он может воспринять идеи автора с помощью линий и форм. Ведь искусство Кандинского воспринимается не только рационально, но и интуитивно. Так что выставка доступна для всех.