Здесь и воспоминания Надежды Мандельштам, и «лирический монолог души», и 66 минут Мандельштам-авангарда «от шерри-бренди до рыбьего жира фонарей, от еврейской молитвы до русского плача в советской ночи», спектакль с безнадежным названием «Мандельштама нет».
В 30-е годы прошлого столетия, будучи уже известным, но неблагонадежным поэтом, Мандельштам благодаря содействию Николая Бухарина получил работу в «Московском комсомольце». Он заведовал отделом поэзии, вел еженедельную литературную страницу. Пьес не писал, а в театре работал в период воронежской ссылки.
На пресс-конференцию, посвященную фестивалю, кроме обозревателя «МК» никто больше не пришел. Так что она перешла в диалог с продюсером фестиваля, художественным руководителем Московского театра «Студия-69» Георгием Червинским. Вот что он рассказал «МК».
— Увы, сегодня интерес к Мандельштаму невелик, вы и сами это видите. Для современного читателя он сложен. Мандельштам и сам это прекрасно понимал. Он многогранный поэт, мысль его устремлена ввысь. А люди часто рассуждают так: ты мне дай сейчас, чтобы я все понял. Мы не рассчитываем на большое количество зрителей. Дай бог, если приедут 10–12 человек на спектакль. Но постараемся раздать билеты в благотворительные и пенсионные организации. Мы пытались найти спонсоров, но получали отказ за отказом. Если бы предлагали программу для больных детей, то банки и коммерческие организации наверняка бы откликнулись, а на культуру никто не хочет тратиться. Люди не понимают, что без нее количество бедных и больных будет увеличиваться. Только культура дает возможность человеку подняться над самим собой, заставляет работать мозг. А мозг способен вырабатывать внутреннее лекарство. Вспомним Солженицына, который силой воли вылечился от рака. Ничто на этой земле не проходит даром. Это доказал еще Вернадский. Наша мысль уходит в космос и создает ноосферу. Пусть на фестиваль придет не много зрителей, но мы создадим нейронное поле, которое потом принесет плоды. Наш фестиваль — не столько для публики, сколько для космоса. Как бы тяжело ни было, мы его проведем. И не государство, не общество, не отдельные люди, а небо, к которому так стремился Мандельштам, нам ответит.
Театры, как правило, строят свои спектакли на биографической структуре с использованием стихов Мандельштама. В нашей афише только три театра основываются исключительно на его поэзии. Это GOFF-Company из Германии (спектакль идет на русском языке), московский театр «Леон», поставивший спектакль по двум циклам Мандельштама — «Армения» и «Неизвестный солдат», и наша «Студия-69» с двумя спектаклями: «И у звезды учись тому, что значит свет» и «Раковина». В основном представлены моноспектакли. Поскольку у нас очень ограниченные средства и мы не смогли оплатить гостиницу, рекламные материалы, дорогу участникам, то это создавало определенные трудности. Но от участия отказался лишь один театр, из Петербурга. Я сразу предупреждал, что никакой финансовой отдачи не будет. Только энтузиазм актеров и интерес небольшого количества людей, которые действительно хотят что-то познать в себе и Мандельштаме.