Надо понимать, что спрос на оперу — не то, что на балет, у нашей публики он ниже, соответственно, и цены на билеты не так высоки, как, скажем, на «Щелкунчика» или «Лебединое озеро». Но заявленное звездное имя, разумеется, подогрело интерес к оперной постановке. Тем более что у Дмитрия Хворостовского — армия поклонников. На сайте Большого самый дорогой билет в партер стоил 8 тысяч. И, как уверяют знатоки оперы, недели две можно было спокойно его приобрести. Многие так и сделали.
Но уже в ноябре начался ажиотаж, чем не преминули воспользоваться «продажники» в Интернете и спекулянты. И тут как гром среди ясного неба — объявление о замене — вместо Хворостовского будет петь баритон Головатенко. Можно представить себе состояние человека, который переплатил почти в четыре раза. Что ему делать? Звоним гендиректору Большого Владимиру Урину. Вот его комментарий:
— У нас в правилах четко написано, что замена того или иного исполнителя не является причиной для возврата билетов. Мы можем вернуть деньги, только рассмотрев заявление, в котором должна быть очень уважительная причина.
— Владимир Георгиевич, а вот у тех людей, которые купили билеты через Интернет, но не у вас, а на других сайтах, есть шанс получить деньги обратно?
— Боюсь, что нет никакого шанса. Я никогда не покупал билеты у спекулянтов и другим не советую.
Мы забиваем в поисковике «купить билеты на спектакль в Большой» — вываливается сразу несколько сервисов. Тут важно разделить картинку — на сайты-фантомы Большого, которые откровенно обжуливают людей несведущих, и вполне себе добросовестные агентства, показывающие номинал билета, но взимающие свой сервисный сбор (плюс доставка, если она нужна).
Итак, сайты-обманки — имя им легион, тут тебе полное меню — афиша, артисты, новости, логотип, все дела. Даже телефон указан, по которому как из тьмы веков подходит какая-то сонная женщина. Смотрим, почем билетик на «Карлоса», сравниваем с номиналом Большого: вот партер, правая сторона, восьмой ряд. Номинал — 8000 руб., у нормальных агентств с наценкой 8800 руб., здесь — 12 000. Звоним сонной даме: «А позвольте узнать, каков номинал билета, вдруг его придется сдавать? Сколько я потеряю?». — «Ничего про номиналы не знаю. Я вижу цифры на сайте так же, как видите вы. Платите, и курьер подвезет». — «А если что, вам можно будет сдать?» — «Сдавать некуда, только в кассы Большого». Вот и весь разговор. Неплохо по 4000 с носа за просто так, не правда ли?
Куда более цивилизованный разговор (но с нюансами) мы имеем у «добропорядочных сервисов». Выясняем — можно ли вернуть купленный у них дорогой билет по причине отсутствия любимого солиста? Ответ не совсем утешительный: если спектакль не отменен, а всего лишь заменен солист, то билет можно вернуть (не в кассы Большого), но только по номиналу и не менее чем за три дня до даты мероприятия. Сервисный сбор не возвращается ни в каком случае.
У другого сервиса правила возврата (их надо всегда читать) иные. Болезнь главного солиста вообще их не интересует, если спектакль заменен на другой (чего в случае с «Доном Карлосом» нет), возврат билетов возможен не позднее чем за два дня до даты проведения. Возвращается опять же только номинал и 10% от стоимости услуг бронирования. Причем с пометкой — возвратим, но после получения денег от организаторов.
Одно утешает — театры, подобные Большому, крайне редко отменяют мероприятия, всегда возможны какие-то замены и рокировки, поэтому некий минимум удовольствия все равно обеспечен, можно билеты и не сдавать. Главное — изначально не брать билет по явно двойной цене, особенно там, где упорно скрывают его номинал.