После скандалов вокруг выставки Фабра в Зимнем Дворце и Главном штабе организовали специальную экскурсию «Страхи и фобии», в ходе которой рассказывается о том, как эти самые страхи и фобии отражались в творчестве художников.
Один из главных музеев страны на своих официальных страницах в соцсетях разъясняет, что Эрмитаж - универсальный и энциклопедический музей, он должен показывать, в том числе, и «пограничные экспонаты». Там всерьез озабочены тем, как выстраивать диалог между музеем и зрителями.
В пример приводится картина «Исцеление Товиата» итальянского художника Бернардо Строцци. На ней изображена распотрошенная рыба. Юноша смазывает глаза слепому отцу ее желчью по настоянию архангела Рафаила...
Слово Михаилу Пиотровскому.
- Все спорные вопросы надо переводит в область обсуждения, дискуссии. Мы к ним готовы. Только надо вести их цивилизованно, не опускаться до мата, варварства и вандализма.
В Царском Селе на открытии выставки костюмов к фильму «Матильда» Алексея Учителя были организованы пикеты. Люди вышли с плакатами, призывавшими не ходить на выставку, но они никому не мешали. После открытия у нас выставки Яна Фабра обрушилось столько злобы, чего мы не ожидали. Развернулась дискуссия, благодаря которой мы узнали имена людей, которых никогда бы и не узнали. Они изложили свои доводы. Мы привели свои... В Эрмитаже проходят разные выставки. Если кому-то не нравится одна, он может пойти на другую.
У нас проходят бесконечные проверки прокуратуры. Это просто беда. А все потому, что туда постоянно поступают заявления, написанные как под копирку. В диком количестве они приходят по электронной почте.
Нам все время приходится отвечать и на жалобы, поступающие в Министерство культуры, администрацию президента. Это отнимает массу времени.
Сейчас прокуратура, юристы вырабатывают некоторые контрдействия - и не только для нас. Когда тебя оскорбляют, пишут разные гадости, есть все основания защищаться. Важно, чтобы люди серьезно относились к тому, что они пишут. Если человек необоснованно обвиняет вас в жутких преступлениях, он должен нести за это ответственность.
Механизмы воздействия на тех, кто делает жесткие заявления, теоретически есть. Они выработаны в мире, и мы их сейчас будем осваивать. Мы знакомимся с теми способами защиты, которые уже существуют в мировой практике, совместными усилиями постепенно вырабатываем систему защиты культуры от нападок.