Десять лет держали госслужбу в узде, наверное, до той поры, пока все не научились выполнять приказания, а потом указ об укреплении дисциплины был отменен. В прошлом году опять что-то не заладилось. Как говорил Виктор Степанович Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять!» Депутаты-справороссы даже выступили с законодательной инициативой ввести уголовную ответственность за невыполнение указов и распоряжений президента. Старшие товарищи их поправили, мол, ни к чему все это, у президента и так достаточно рычагов воздействия на нерадивых. А кто-то даже посоветовал обратить внимание на себя, то бишь на думскую дисциплину, а то многие депутаты на заседания не ходят, друг за друга голосуют.
И, надо сказать, в новом созыве наладилось: ввели штрафы за прогулы заседаний. Правда, говорят, после этого образовались очереди в думской столовой. Раньше, наверное, какой-то график посещений выработался, а сейчас в перерыве всем одновременно приходится питаться. Но это опять же дисциплинирует.
Прошло совсем немного времени, и теперь ученые устроили праздник непослушания вместе все с теми же госчиновниками. Руководители различных министерств и ведомств решили баллотироваться в академики и члены-корреспонденты, хотя президент страны прямо их предупреждал, что не следует этого делать. А Академия наук радостно приняла их под свою сень, хотя до этого в ее стенах веками блюли чистоту рядов и сторонних в мантии не рядили.
По-человечески чиновников понять можно: на госслужбе приходится день за днем выполнять рутинные обязанности, разгуляться негде. А в науке живет свобода творчества, можно любую тему взять в разработку, даже такую, как, например, возможность использования векторной графики при изучении роющей деятельности кабана на постоянных лесных стационарах.
Да и у обновляющей свой состав Академии наук, надо полагать, есть свои резоны укреплять свои ряды крупными государственными чиновниками. Она со своим фундаментальным научным подходом давно изучила, что кроме вертикали есть еще разветвленная сеть горизонтальных тоннелей, галерей и даже нор, в которых можно много чего спрятать. Без проводника в этих короедовских ходах не то что научный, никакой вопрос не решишь.
Взять хотя бы систему учета публикаций Минобрнауки, стимулирующую опубликование научных статей в научных изданиях, индексируемых в международных базах цитирования. Ладно, если речь о физиках или химиках, хотя чье-то враждебное отношение к России и тут может проявиться. А каково обществоведам? Попробуй, напиши, к примеру, статью о том, что американская выборная система несовершенна. Кто же ее на Западе опубликует? Даже от Хиллари Клинтон сейчас такое научное исследование не примут, не то что от российского политолога.
Что делать в такой ситуации: идти против идеалов ради цитирования или, может, договориться с министерством, чтоб какие-то галочки ставили в своей отчетности о публикациях, не закрывали институты?
С другой стороны, и дисциплину, и вертикаль укреплять как-то надо. Мы тут указ 20-летней давности вспомнили, а были ведь еще ленинские работы: «Лучше меньше да лучше» и «Как нам реорганизовать Рабкрин». Может, не количеством, а качеством удастся взять?
Семен Семеныч
В рифму
Утреннее
За окном пиликает гармоника,
Солнце в небе скачет, словно всадница,
Потому что наша экономика
На коне сегодня, а не в заднице!
Обстановка в мире тоже радует,
Как трава, через асфальт проросшая,
Словно песня слышится эстрадная,
Только не плохая, а хорошая.
Говорят, что где-то там, во Франции
Опытом печальным просветлённые,
Депутаты отменяют санкции,
К нам несправедливо применённые!
Снова жизнь надеждою забрезжила
Снова мы желанья рассупонили…
Всё путём, лишь денег нет по-прежнему,
Но мы это самое… Вы поняли.
Александр Вулых