По счастью, в Россию приходит понимание, что правильно выстроенное архитектурно-дизайнерское пространство — это уже половина музея, если не две его трети. Картин — какими бы шедеврами они ни были — уже недостаточно, человека всегда надо правильно мотивировать, что, например, виртуозно делает Третьяковка, когда буквально из ничего рождает сумасшедший музейный бум. Вот и перфекционистски заточенный ИРРИ озаботился профессиональной навигацией, освещением, атмосферой в залах, мизансценными пространствами, — все это для того, чтобы с первого шага наладить контакт с аудиторией.
— Наша задача — не только показать художников XX–XXI веков, — объясняет арт-директор ИРРИ Надежда Степанова, — но и познакомить аудиторию с историей этого периода, поэтому решили дополнить экспозицию разъясняющей информацией, путеводителями и инфографикой. Посетителям будет легче воспринимать информацию в рамках исторического контекста…
Итак, работы расположены в хронологическом порядке: на первом этаже — реалистические полотна первой половины XX века, на втором — шестидесятники, суровый стиль etc., на третьем — гиперреалисты и художники, представляющие региональные школы 1970–2000 гг. Едва входим — немного пестрит в глазах от обилия окрашенных в разные цвета комнат-пространств, а также иногда тесно соседствующих на развеске однотипных картин, что немного умаляет индивидуальность каждой работы, но в целом музей двинулся в правильном направлении, будучи максимально нацелен на общение с людьми — в виде экскурсий, мастер-классов, конференций (одна из последних — российско-итальянская дискуссия «Реализмы» в искусстве обеих стран в XX веке).
— Для многих знакомство с национальным искусством XX века только начинается, — заметил основатель ИРРИ Алексей Ананьев, — и мы настроены помочь аудитории получить как можно больше информации.
Как правильно заметили организаторы, хорошо это или плохо, но музеи сегодня вынуждены взвалить на себя обязанности СМИ и вялотекущего критического сообщества в плане просвещения публики — как внутри России, так и за ее пределами. «О России на Западе знают, что здесь есть иконы и авангард, но то, что страна породила великолепных художников разных стилей, причем совершенно идеологически не ангажированных в своих работах, — это остается за кадром», — качают головами кураторы ИРРИ.
За тем и приобретаются полотна: из последних — Семена Файбисовича, Эдуарда Браговского, Карла Фридмана, Виталия Тюленева, Андрея Волкова, Петра Оссовского. Критикам, понятно, не надо объяснять значимость каждого из них, но широкому зрителю требуются рассказ, пояснение, исторический мостик к их учителям, традициям, что и будет предложено искусствоведами ИРРИ уже с 1 декабря, когда музей будет открыт для всех.
Органично в состав выставки с названием «Рассказы» вошла «Купальщица» Александра Дейнеки (1951) из Третьяковской галереи, долгое время находящаяся на реставрации и не выставлявшаяся. Дело в том, что эскиз к этой картине «Спортсменка, завязывающая ленту» уже давно стал визитной карточкой музея. Ну и в качестве маковки на торте — на стены (по распространенной западной музейной моде) проецируются видеоматериалы, снятые в мастерских Игоря Грабаря, Сергея Герасимова, Исаака Бродского, Гелия Коржева…
Одно не мешает напомнить: обращайте внимание на схему проезда к бывшей котельной на Дербеневской улице, главное — паркинг есть.