Вот она на праздничном вечере запускает выставку «Монтаж аттракционов» Сергея Эйзенштейна; тут же отплясывает под любимые треки Дианы Арбениной; через минуту показывает экспозицию Андрею Малахову; обнимается с популярным молодым художником Павлом Пепперштейном; одновременно дает рабочие указания сотрудникам и обговаривает очередные проекты по СМС. В общем, это лавина в изящном черном платьице, на каблуках, с дерзко вздернутыми бровями, активизирующая все на своем пути. Отказать ей невозможно, она все равно возьмет свое при любом раскладе: 7 министров культуры и два столичных градоначальника это знают.
Они особо ей не противились: понимали, что до рождения МДФ зрители не воспринимали фотографию как равноправный вид современного искусства, да и вообще толком ее не видели. Они изменили свое мнение, когда открыли советских классиков — Александра Родченко, Аркадия Шайхета; мировых звезд в лице Анри Картье-Брессона, Энни Лейбовиц… Еще в 1990-х зародилась культовая Фотобиеннале, которая до сих пор собирает сливки со всех стран.
Дальше последовали ударные выставки. Сегодня число экспозиций перевалило за 16 тысяч — то есть по сотне проектов в год! МДФ стало тесно в рамках одного жанра. Он своевременно переродился в Мультимедиа Арт Музей. Здесь российская публика впервые увидела легенды современного искусства: «ZERO», Джозеф Кошут, Дэвид Линч, Марк Куинн, Дэмиен Херст, Ай Вэйвэй… Уже 10 лет назад музей мог позволить себе привезти самых-самых, так как наладил отношения с «Тейт Модерн», Лондонской Королевской академией художеств, художественными музеями Хельсинки и Рейкьявика, Центром Помпиду, где благодаря Свибловой появилась коллекция российского современного искусства второй половины ХХ века.
Конечно, в музее почти всегда аншлаг из-за громких имен, но половина успеха кроется в площадке. Само слово «МАММ» — теплое, домашнее. Свиблова сразу начала привлекать молодежь призывом: «Наш музей зимой хорош тем, что всегда согреет, а летом — остудит кондиционерами». В комфортной атмосфере и искусство воспринимается глубже, особенно с этим соглашаются студенты школы Родченко, проводящие на Остоженке сутки напролет.
Кстати, школа Родченко, только что отметившая 10-летие, — отдельная сюжет в жизни МАММ. Там обучают модные художники и арт-критики — бесплатно; поэтому конкурс на обучение сумасшедший. У школы нет аккредитации: Свиблова ее нарочно не получает, чтобы МИНОБР не загнало творческий процесс в бюрократические рамки и не разрушило здоровую атмосферу свободы, так необходимую начинающим художникам. К слову, они берут высшие награды на «Инновации» и конкурсе Кандинского — престижные премии в области современного искусства.
Юбилейную выставку школа Родченко развернула на нескольких этажах МАММ, где были горы экспонатов, посвященных видео, интерактивным инсталляциям, Интернету и будущему в целом. Именно тут стало ясно, что Музей и Школа не только поспевают за актуальным искусством, но чувствуют тенденцию. А она сегодня такова: нельзя опаздывать, предлагая вчерашний день, но и слишком забегать вперед не стоит, иначе тебя не поймут и не услышат. Такого у МАММ не бывает.