День. Улица… 1905 года, дом 7. Фонарь не нужен, и так светло пока. Аптека за углом, пойдем дальше. Премия… Премия!.. Театральная премия газеты «Московский комсомолец». Одна такая, неповторимая. Другой нет. И не ищите.
Не пафосно. Брутально. Артистично. Легко. Именно так это делается в «МК». И очень, очень быстро.
На кону фарфоровая тарелка — эксклюзив по спецзаказу и только для лауреатов. Тираж ограничен. И букет цветов. И это еще не все, что «МК» предлагает победителям. Еще — неимоверную свою любовь, смех, слезы, свист, улюлюканье (в хорошем смысле) — за талант. А еще — общую фотографию, традиционную.
Неформальность — так это делается. Талант не вместится ни в какую форму. И не нужно, ведь он свободен.
Ажиотаж, ожидание. Зрителей полный стадион. Они приходят, узнают друг друга, целуются. Зал в ожидании. Все в ожидании.
И вот… На арену выходит заместитель главного редактора «МК» Петр Спектор и театральный обозреватель Марина Райкина. Главный — Павел Гусев — ожидается. А пока он в пробке.
РАЙКИНА. Эту премию мы вручаем в 21-й раз. Как известно, это счастливое очко. Дата произвольна. Я тут узнала (случайно), что сегодня, 23 ноября, День самых красивых женщин.
Все в восторге. Ну да, каждому хочется быть красивой женщиной. Даже если ты мужчина. В каком-то смысле.
Да, еще у нас традиция новоявленная: каждый лауреат может благодарить кого угодно, но Табакова Олега Павловича обязательно. Или необязательно. Просто Табаков — лауреат нашей премии вечный и бесконечный, а значит… Только в этот раз его не было.
Итак, мэтры, полумэтры и начинающие. Начинаем с начинающих. Приз за лучшую женскую роль второго плана получает… Евгений Косарев. Театр Шекспира отдыхает, это «Гроза», Театр имени Евгения Вахтангова.
Обратка произошла в категории «Полумэтры»: за лучшую мужскую роль второго плана наградили Татьяну Орлову, сыгравшую Черткова в «Русском романе», Театр имени Маяковского. Здесь помимо Олега Павловича лауреат поблагодарила, само собой, и Миндаугаса Карбаускиса, режиссера этого действа.
Лучшая женская роль в данной категории досталась Юлии Высоцкой за ее Раневскую в «Вишневом саде», Театр имени Моссовета. Черт возьми, но вот эта победа была особенно приятна. Видно же, как Высоцкая растет прямо на глазах, под четким руководством… ну, вы знаете кого. Ее партнер — Александр Домогаров — в этот момент находится в Китае, и мы туда посылаем ему привет и поздравление с блестящей ролью Гаева.
Кстати, об Андрее Сергеевиче Кончаловском. Лучший спектакль на большой сцене в категории «Мэтры» его, да, тот самый «Вишневый сад». И здесь не стоит скрывать восхищения. Мэтр в отличной форме, в самом соку, причем потолка даже не видно. Кажется, он может абсолютно все и еще немного. В своей лауреатской речи Кончаловский назвал себя подающим надежды. Скромность, безусловно, украшает человека, даже такого. Но в принципе он прав: в театральном мире знаменитый режиссер все еще не свой.
Кроме Олега Павловича благодарили еще Льва Николаевича. Толстого, само собой. Сделала это великолепная актриса Евгения Симонова, сыгравшая Софью Андреевну Толстую в «Русском романе» и разделившая свое чемпионство с блистательной Юлией Борисовой (мадам Катрин Готье, «Возьмите зонт, мадам Готье», Театра имени Вахтангова). К сожалению, Юлия Константиновна не смогла быть на церемонии, она сейчас в больнице. Но прислала телеграмму… с удивлением, что ее отметили не за вклад в театральное искусство, а именно за роль. Еще одна скромность великого таланта.
И вот что еще очень важно: главный режиссер Театра имени Пушкина Евгений Писарев, получивший тарелку за спектакль «Дом, который построил Свифт», сказал: «Без Григория Израилевича Горина ничего этого бы не было». Важнейшие слова. Второй главный в «полумэтрах» — Карбаускис из Маяковки признан за блестящую работу «Русский роман».
В этот раз очень много молодых, дебютантов, авторов проектов. Два лучших спектакля для детей и подростков — «Питер Пэн» (режиссер Александр Коручеков, Театр Вахтангова) и «Своими словами. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Школа драматического искусства, режиссер Дмитрий Крымов). За всю свою долгую актерскую жизнь впервые получает награду Ирина Апексимова за проект «Открытая репетиция» на Таганке. А Дмитрий Брусникин и Виктория Авдеева отмечены за проект «Инклюзивный театр» (для слепоглухих людей). Театр «Мост» и Георгий Долмазян. Евгения Крегжде и Вера Панфилова. Сергей Женовач страшно расстроен — не смог вырваться на церемонию: иллюзионист, который делает работу для будущего спектакля «Мастер и Маргарита», дал для репетиции только 23 ноября.
Человеком года стал Дмитрий Бертман. Он сделал это! Построил-таки свою «Геликон-оперу». Сам Бертман сейчас в Монреале, заседает на конкурсе в жюри, и на сцену вышла его мама: «Да, у меня такая профессия — мама Бертмана. Вы не представляете себе, как ему дался этот театр. Вот возвращается он вечером домой и тут звонит крановщица: «Дима, приезжай, без тебя тут ничего не получится». И он едет на стройку в ночь. Но знаете, строители тоже стали поклонники «Геликон-оперы». Как-то приходит комиссия, ищет прораба. «А у них прогон, — отвечают. — Нет никого, все в театре».
А потом приехал Павел Гусев. И получилась вот эта фотография, которую вы видите на первой странице газеты. «Ведь это не последняя премия, — заметил Гусев. — Она будет всегда». Пока будет жив театр и наша газета.
Александр Мельман
ЧТО ГОВОРЯТ О ПРЕМИИ САМИ ЛАУРЕАТЫ
Сергей Бархин, театральный художник:
— Как-то мы разговаривали со знаменитым кинооператором Павлом Лебешевым о премиях, и он сказал: «Вы же понимаете, я — оператор и работал с пятью замечательными режиссерами. Награды-то дают режиссеру». Так и с художниками. Я-то премиями избалован. Это нормально — награждать артистов, художников театра и режиссеров при жизни. Сейчас или никогда. Если поэт еще может стать впоследствии великим, то артисты — нет. Я спрашивал на лекции у молодых режиссеров: знают ли они артиста Урбанского? Оказалось, что нет. Мы сегодня не вспоминаем даже величайших спортсменов. Поэтому наград артистам должно быть больше. А режиссеров чего награждать? Они и так уже властвуют над людьми. Надо артистам давать премии. Им не хватает признания. Я всем артистам, которые мне нравятся, говорю об этом, вот и сегодня сказал вашему лауреату Владимиру Симонову, что он мой любимый артист, который может сыграть любую роль. Меня кто-то научил: когда тебе кто-то нравится, обязательно звони и говори об этом, кем бы ни был этот человек, даже если это великая Галина Уланова. Ей тоже не хватает комплиментов.
От Юлии Высоцкой до Филиппа Янковского: вручена театральная премия "МК"
Смотрите фотогалерею по теме
Юлия Высоцкая, актриса:
— Это награда не только мне, но всем, кто работал над спектаклем «Вишневый сад» и всей чеховской трилогией. Что-то я получала, когда была студенткой, но, наверное, это первая моя серьезная театральная премия. Признание всегда приятно. Работа в театре и кино — немного разные профессии, а выбор всегда зависит от того, какую роль тебе предлагают, кто режиссер. Именно это приоритетно. Искать новое, чувствовать себя начинающим — только так и можно существовать в нашей профессии. Если человек уже все открыл, то зачем ему вообще заниматься искусством?..
Андрей Кончаловский, режиссер:
— С «Московским комсомольцем» я связан с начала 60-х. Большинство из присутствующих здесь и не родились, когда мы с Андреем Тарковским на страницах вашей газеты напечатали наш сценарий. Это была первая публикация в моей жизни. Я еще учился на третьем курсе во ВГИКе. Мы написали сценарий и не знали, куда его отдать, а «Московский комсомолец» взял, и слава богу. Мы были счастливы. После публикации почувствовали себя официальными людьми. А премии получать приятно, но самое главное, что русский театр живет. Я себя считаю в театральном обществе подающим надежды и надеюсь остаться таковым до конца дней.
Владимир Симонов, актер:
— Премия — это знак доверия, аванс, который надо обратить не во вред себе как артисту, а на пользу. Главное — правильно им распорядиться. Роль Минетти, за которую меня наградили, — это дар, так счастливо звезды сошлись. А когда мне ее предложили, кому-то казалось, что это не такое уж и стоящее предложение. Это было то, от чего отворачивали носы. Роль не производила впечатления, казалась мутной, непонятной. И только интуиция Римаса Туминаса работала в верном направлении. Может быть, я применил множество душевных рычагов, чтобы все состоялось. Я живу предвкушением новых предложений, хотя у меня сейчас уровень нежадности. Мне бы сыграть то, что есть. Не могу сказать, что на меня посыпалось множество предложений в кино. Отсчет ролей там идет не то что за год — за десятилетие. Хотя и сам от многого отказываюсь. На хлеб с маслом хватает, чтобы браться за что-то малоинтересное. Из интересных предложений могу назвать легкое продолжение работы с Василием Сигаревым. Вы говорите, что я смелый, берусь за рисковые роли. Но если ты что-то плохо сделал, то ты не смелый, а глупый. Я — большой трус, но при этом отчаянный, поэтому и рискую.
Миндаугас Карбаускис, режиссер:
— Для любого театра получение театральной премии очень важно. Это некий вид оценки его достижений. Для меня лично это совсем неважно. Я премии физиологически даже не воспринимаю. Меня когда-то столько награждали раньше времени, так что я не успевал за этими премиями следить. А сейчас они мне как будто и не нужны. Но мне радостно, когда награды получают мои артисты, художники. Есть огромное количество людей, которые впервые их получают или после долгого перерыва. В Театре им. Маяковского мы сейчас работаем над третьей пьесой Мариуса Ивашкявичуса — «Изгнание». Я работаю с дебютантами. И это возможность представить молодое поколение. Очень интересно, что там присутствует персона Фредди Меркьюри, и я должен поставить на основе его песен и музыки спектакль.
Филипп Янковский, актер:
— Премия «Московского комсомольца» за театральную работу — вторая в моей жизни. Первую я получил очень давно вместе со своим однокурсником Владимиром Машковым за лучшую мужскую роль в спектакле «Матросская Тишина», который поставил Олег Табаков. Материализацией этой премии стала ваза, которая до сих пор стоит у меня дома. Мы тогда учились на четвертом курсе, это был наш дипломный спектакль. А теперь у меня будет еще и тарелочка «МК», которая займет достойное место на стене моего дома. По большому счету я серьезно занимаюсь актерской профессией последние пять лет. До этого был сконцентрирован на кинорежиссуре, и у меня много кинонаград. Я получаю удовольствие от тех ролей, которые играю. Спасибо вашей газете, что вы театр не забываете, анализируете то, что в нем происходит. Артисты ведь чувствуют, где раздают всем сестрам по серьгам, а где их оценивают по таланту, а не по другим соображениям. Поэтому к вам и приходят такие люди, как Андрей Кончаловский. Премия благородная, честная.
Светлана Хохрякова