1 О проекте Владимир Путин договаривался лично с Папой Римским Франциском три года назад в Ватикане. После этого разговора Пинакотека подтвердила российской стороне проведение выставки и даже пообещала, что Ватикан ее профинансирует. Такая договоренность существовала примерно до октября, когда подошло время готовить картины к транспортировке. В это самое время Ватикан передумал и решил передать запланированные на выставку средства сирийским детям, пострадавшим во время военных действий. Когда организаторы смирились, что многомиллионный проект срывается, нашелся находчивый человек и, как стало известно «МК», связался с Алишером Усмановым. Тот меньше чем за сутки дал «добро» на обеспечение всех расходов, и вуаля.
2 Впервые в России демонстрируется собрание, подведомственное Святому престолу. Музейщики Пинакотеки проявили сенсационную щедрость, отпустив на выставку аж 42 шедевра, многие из которых не покидали стен Ватикана. Из самых знаковых работ — маленькие гризайли (работы с нарисованными барельефами) Рафаэля, «Положение во гроб» Караваджо, «Пьета» Джованни Беллини, «Видение св. Елены» Паоло Веронезе, масштабное «Мученичество св. Эразма» Никола Пуссена, «Франциск Ассизский» Маргаритоне д’Ареццо... Будет Корреджо, Фра Беато Анджелико, Гвидо Рени, Перуджино... В общем, библейская живопись в интерпретации католического Запада.
3 Дизайн пространства Инженерного корпуса разработал опытный архитектор Сергей Чобан (на его счету удачные проекты Ледового дворца, нового здания Московской городской думы, Музея архитектурного рисунка в Берлине). Зал с живописью Средневековья и Раннего Возрождения выполнен в форме восьмиугольника (знака вечности), как и главное пространство самой Пинакотеки. Комната с Высоким Ренессансом и барочной живописью повторяет форму площади у собора Святого Петра. Его же стильный план предстает у входа, хотя традиционно в начале похожих проектах на нас обрушиваются фотографии. Так, что архитектура получилась грамотная: полотна не теряются и подчиняются общей идее.
4 Назвали выставку ROMA AETERNA, то есть «Вечный Рим», чтобы подчеркнуть его культурную, историческую связь с Москвой ну и, конечно, напомнить про уникальность итальянской столицы. В ней удивительным образом органично уживаются государственный официоз, религиозность и бесценные произведения искусства. Причем последних здесь столько, что ни одна страна не может похвастаться достоянием такого класса.
5 Третьяковка этим проектом утверждается как площадка для диалога национальных культур и демонстрирует готовность к взаимодействию с зарубежными партнерами высокого уровня. Поэтому Зельфира Трегулова объявила: «Хоть я дама почтенная, мне захотелось прыгать на одной ножке и кричать от радости, когда подтвердилось проведение выставки». Да, проект уже попал в топ самых важных экспозиций года (после выставок Серова и Айвазовского), куда стоят сумасшедшие очереди. Чтобы посмотреть успел каждый желающий, ввели систему сеансов. Придется успеть уловить корни христианской культуры за 30 минут, но и на этом спасибо.