Он трудился до последних дней и оставил приличное наследие. Когда его увидели основатель ММАМ Ольга Свиблова и директор Центра Помпиду Бернар Блистен в мастерской художника, оцепенели от восторга. После чего «Сигнальная система», ставшая одним из символов оттепели, очутилась в Париже.
Часть работ из серии показывают на Остоженке. Перед нами чистая абстракция: без намека на реальность, зато с отсылкой к модной в 1960-е годы кибернетике, науке об управлении обществом и космическом предназначении человека. Рамы с белым фоном заполонены дождем из цветастых кругов, точек, полос, линий, намекающих на своего рода способ научного исследования живописи.
— Для меня эти знаки вступают в некий диалог, влияющий определенным образом на человека, поэтому с их помощью я пытался изучать поток человеческого сознания, — объяснял автор. — Сигнальная живопись — это модель наших чувственных переживаний.
Созданию оригинальной концепции, соединяющей достижения психологии, логики и математики, способствовало: а) царившее время «физиков и химиков», всеобщая вера в безграничные возможности науки, б) месяцы общения Злотникова с авторитетнейшими психологами Николаем Бернштейном, Соломоном Геллерштейном и с исследователями лаборатории Боткинской больницы. Там художник пришел к идее — понять вселенную, объяснить и сохранить ее от неминуемого распада.
Такие космические мысли могли посетить только человека без высшего образования, которого не загоняли в шаблоны и не заставляли идти по стопам академической живописи. Злотников окончил только Московскую среднюю художественную школу, элитное заведение, где учились как будущие представители «сурового стиля» Гелий Коржев, Павел Никонов, так и концептуалисты типа Ильи Кабакова. В конце концов дорога пролегла до коллекций Третьяковки и других важных отечественных арт-институций.
Всем успехам отзывчивый, беспафосный Злотников радовался как ребенок. Но больше всего ждал исполнения мечты: хотел выставиться рядом с Джексоном Поллоком, которого он увидел в 1959 году на Американской выставке в Сокольниках и в работы которого влюбился.
И вот за 10 дней до смерти родоначальник советской абстракции оказался на одной площадке — в Центре Помпиду — с лидером абстрактного экспрессионизма. Висят они недалеко друг от друга и максимально заряжают энергией своего минимализма.
Партнер выставки: TELE 2.