Идея поставить музыкальную версию гоголевской «Шинели» принадлежит поэту и драматургу Вадиму Жуку, который давно сотрудничает со «Школой современной пьесы». «Опера для драматических артистов» — так назвали жанр будущего спектакля в театре, где классику в чистом виде никогда не ставят — только сильно ее «помучив». Музыку заказали Максиму Дунаевскому. Раструбили везде где только можно: скоро-скоро! Все мы войдем в гоголевскую «Шинель»! Но… Не тут-то было. Работа композитора над клавиром затянулась: то не было свободного времени, то все время возникали какие-то проблемы… Наконец, дело сдвинулось. И театр снова радостно объявил: 25-летний юбилей театра будет отмечен необычной премьерой — музыкальной версией повести Гоголя «Шинель»!
Но тут начались вещи посерьезней, чем нехватка времени. Летом 2013 года скоропостижно умирает директор театра Дашевский, а 3 ноября на здание театра на Неглинке обрушивается сильный пожар. Что не сгорело, то утонуло — в том числе и звуковая аппаратура, которая под воздействием огня и противопожарной пены пришла в негодность. Тут уж стало совсем не до «Шинели», которая задумана как высокобюджетный проект с живым оркестром и обилием звуковой аппаратуры.
В прошлом сезоне театр, оправившись от стихии, решил вернуться к многострадальной «Шинели». Был принят клавир, распределили роли… Работу над спектаклем начала Валерия Кузнецова, дипломница мастерской худрука театра Иосифа Райхельгауза. Роль Башмачкина с увлечением стал репетировать Альберт Филозов. В апреле 2016 года Альберт Леонидович ушел из жизни, так и не сыграв роль Акакия Акакиевича, о которой мечтал. Снова «стоп-Шинель». Все понимали, что заменить такого артиста невероятно сложно, и тогда у постановщиков появилось решение: сделать «Шинель» без главного героя, без Башмачкина. О его жизни, мечте и потере по замыслу постановщиков расскажут артисты и певец-комментатор, в роли которого выступит популярный клубмен Дмитрий Хоронько.
Так появилась новая музыкальная концепция, оригинальная аранжировка, характерная для стилистики Хоронько и его оркестра. Но…
— Такое чувство, что Гоголь не успокаивался: показываем первый черновой вариант спектакля Жуку и Дунаевскому, а их он категорически не устраивает, — говорит худрук «Школы» Иосиф Райхельгауз. — Авторы, радикально переписавшие Гоголя, вдруг обнаружили, что их, в свою очередь, тоже радикально переписали режиссер и аранжировщик, и обиделись не на шутку. Причем настолько, что чуть было не потребовали остановки проекта. Что? Остановить?! После всего пережитого? После того как в спектакль вложено столько сил и денег?! Нет, дорогие! Спектаклю — быть!!!
Райхельгауз разогнал почти всю постановочную команду и начал репетировать сам, переделав все — от сценографии до текста. Премьеру назначили на 18 ноября. Как вдруг… Николай Васильевич, опять на что-то обидевшись, подставил «Шинели» ножку: меньше чем за неделю до назначенной даты из игры по независящим от него обстоятельствам выбывает Хоронько. Человек, на котором держится весь спектакль.
Однако театр решил не сдаваться и получить «Шинель» любой ценой. За четыре дня до премьеры на роль Хоронько вводится Владимир Качан, который до той поры даже не слышал этой музыки.
Похоже, интрига не раскроется до самого финала, пока не выяснится: принял ли Качана Николай Васильевич Гоголь, самый загадочный русский писатель, безумец, мистик, согласно существующей легенде, похороненный заживо? Или он приготовит театру новый мистический сюрприз?..