30 сентября началась битва под Москвой, продлившаяся семь месяцев. 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Панфилова держала оборону на Волоколамском направлении. Подходящую натуру нашли, правда, в Ивановкой области и в 50 км от Петербурга. А слоганом фильма стала знаменитая фраза «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». Вокруг героев картины тоже вспыхнули таинственные страсти. Тут же вспомнили документ военной прокуратуры 1948 года, свидетельствующий о том, что никакого подвига панфиловцев и не было. А начало мифу заложила публикация в газете «Красная звезда». Когда на эту тему начались публичные дискуссии, министр культуры Владимир Мединский всех сомневающихся назвал конченными мразями. Теперь авторы «28 панфиловцев» объясняют, что сыр-бор начался из-за вырванной цитаты. Военная прокуратура сообщала, что никакого подвига панфиловцев не было, но был массовый подвиг дивизии. «Я считаю, что развенчивание подвигов такого масштаба преступно, - говорит продюсер и сценарист фильма Андрей Шальопа. - Риторику министра понимаю. Наверное, как министр он выразился грубовато, но как мужик честно».
Актер Дмитрий Гирев считает, что не так уж и важно - был подвиг или нет. Главное, что он поднял людей на другие подвиги. Есть факт, что Москва не была взята. Так о чем мы спорим? Это история про людей, ставших на защиту родины, не историческая справка, а художественное произведение. Была дивизия Панфилова? Была. Была деревня Дубосеково? Да. Было ли там 28 бойцов - сложно установить спустя столько лет после боя.
Снял картину Ким Дружинин — выпускник Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, за плечами которого шпионские сериалы «Время Синдбада» и «Странствия Синдбада», криминальный сериал «Последний день», фильм «Поймать ведьму». Результатом он доволен: «Мы делали кино самостоятельно, никто нам ничего не указывал. А легенды не следует разрушать, иначе мы выбиваем у людей опору из под ног».
Алексею Морозову, сыгравшему политрука Клочкова, тоже результат понравился: «В картине нет ура-патриотической интонации. Это кино про простых ребят, которые работают на войне. В нем нет военного пафоса, сопровождающего многие фильмы о войне. Только вчера прошла заключительная серия «Таинственной страсти», а сегодня меня спрашивают о том, что я играю Вакса, который не любит свою страну, и в тоже время Клочкова. Но все это не совсем так. Аксенову многое не нравилось, как и мне сейчас многое не нравится. Я не принимаю разделения людей на либералов, ватников, русофобов. Я не знаю, кто я, и я люблю свою родину. Не хочу причислять себя к либеральной или какой-то другой группе и готов за Родину пожить, дать ей максимум своей энергии. А умереть легче всего. Думаю, что те же чувства испытывали Аксенов и Клочков. Для меня тема войны очень личная. Бабушка пережила в осаждённом Ленинграде всю блокаду, сбрасывая зажигательные бомбы с крыш. Дед прошёл всю войну, в детстве рассказывал мне историю каждой полученной медали. Поэтому, играя Клочкова, я чувствовал связь со своими родными; понимал, что мы не просто снимаем очередное кино о войне, а выполняем свою миссию в память о погибших и во славу выживших».
Слова Клочкова о том, что за родину надо жить, не умирать, стали лейтмотивом фильма. А то, что не было раньше фильма про панфиловцев, подвиг которых изучали в школе, курьез, по мнению сценариста картины Андрей Шальопы. Он стал продюсером, идеологом фильма и сыграл небольшую роль. А начиналось все со сбора народных денег. Других не было. В итоге собрали 35 млн. рублей. Они составили четвертую-пятую часть бюджета, но без них ничего бы и не было. Целиком на народные деньги фильм снять не удалось. Минкульт выделил средства, а потом подключился и Казахстан.
Среди 28 панфиловцев были русские, казахи, киргизы, украинцы... Один из героев произносит в окопе фразу: «Когда мы деремся за Россию, то мы русские, а когда будем за Казахстан - станем казахами». Фильм переполнен интернациональной идеей, но слово «СССР» не прозвучит ни разу. При этом в титрах указаны места рождения членов съемочной группы — от Таллина до Омска, чтобы показать, в какой многонациональной стране мы живем. Во всех смыслах это очень правильное кино. Все идет как по маслу, без надрыва и вампуки, не оскорбляя эстетических чувств. Опирались на советское кино и «Семь самураев» Куросавы — его сюжет бойцы пересказывают в окопах как реальную историю.
Снимали «28 панфиловцев» долго. Взрывы, который звучат здесь как симфония, производились в натуральном масштабе, и укрепления построили настоящие. Танки снимали в миниатюре, но есть и подлинные. Музыку написал молодой композитор Михаил Костылев с живым оркестром и хором.
Женской линии в картине нет. Это мужская история. Лишь на мгновение появится фигурка девушки. С ней мужчина прощается, уходя на войну. Жена, мать, дочь, даже Родина – женский образ. Любовная линия, по мнению сценариста, в фильме о подвиге неуместна. А идея умереть за родину, которая в сознании советского человека, особенно уходящего на фронт, было незыблема, подвергнута сомнению. Политрук Клочков позволяет себе крамолу, повторяя слова о том, что за родину надо жить. Не верите, что такое было возможно, - прочтите книгу Александра Бека «Волоколамское шоссе».
Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев фильм одобрили. Дело «28 панфиловцев» подхватили в Бурятии, там по этой же схеме снимается картина «321-я стрелковая», финансирование которой тоже идет за счет народа.