Ровно год назад вокруг «Золотой маски» разразился скандал. Пожалуй, сейчас даже сами театральные деятели — те, которые занимаются театром, а не распрями да интригами, — с трудом вспомнят подробности конфликтной ситуации. Что уж говорить о рядовых зрителях, которым вся эта возня вообще малоинтересна: им бы спектакли хорошие смотреть по бюджетным ценам на билеты.
Помнится, заварили все режиссеры-реформаторы Богомолов с Серебренниковым, Минкульт среагировал чем-то на что-то, да критиков в экспертном совете слегка поменяли: раньше все почти были прогрессивными, а нынче разбавили их консерваторами да ревнителями традиций. В общем, жизнь явно наладилась. Однако революции не случилось.
Два экспертных совета работали в минувшем сезоне не покладая рук. Вернее, ног: ездили-летали по городам и весям, причем много и часто. Гораздо больше и чаще, чем прежде. И все это объективности ради: региональные театры справедливо предпочитают, чтобы их судили живьем, а не по домашнему видео низкого качества.
И вот — результат: список номинантов объявлен 1 ноября в стенах театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Никаких следов победы мракобесия и консерватизма не видать. Прогрессивная и продвинутая концепция рулит, как рулила. И вновь, как и прежде, пристрастия экспертного сообщества не вполне совпадают с зрительскими предпочтениями. Потому что публика — она что? Правильно… А эксперты — сплошь умники да умницы. И не верить им нет никаких оснований. А потому не стоит удивляться, что Большой театр оказался представлен аж тремя операми — «Роделиндой», «Катериной Измайловой» и «Осуждением Фауста», а вот «Геликон-Опера», с триумфом открывшая в минувшем сезоне свое долгожданное задние, скромно представлена лишь спектаклем малой формы «Доктор Гааз». Не заметили эксперты «Садко» или не оценили этого спектакля — но факт есть факт. Мариинский театр заявлен оперой «Симон Бокканегра» — вполне консервативной, традиционной и лишенной какого бы то ни было «прорыва», столь любимого экспертами. Видимо, это и есть проявление победы консерваторов. Зато Михайловский театр в полном пролете. Как и НОВАТ — Новосибирская опера, на самом деле представившая в минувшем сезоне три прекрасные оперные постановки, пользующиеся огромным успехом у зрителей. Но тут все ясно: фигура Владимира Кехмана долго еще будет дразнить прогрессивную критическую «элиту» своей непохожестью на мейнстримовский стандарт. Привычно наличие в списке Пермского театра во главе с Курентзисом. А вот присутствие среди номинантов режиссера Георгия Исаакяна сразу с двумя спектаклями — Уфимского и Самарского театров — не может не радовать.
В балете совсем все кисло. Похоже, эксперты с трудом вымучивали хоть коротенький список номинантов. И единственным убедительным претендентом на роль лучшего хореографа оказывается Вячеслав Самодуров. Ну а с дирижерами в балете — просто катастрофа: за всех отдувается один-одинешенек Павел Клиничев. Конечно, он молодец. Но что-то в области балета, видимо, у нас не то: явно мы более не впереди планеты всей.
В категории «Оперетта/мюзикл» на звание «Лучший спектакль» претендуют: «Преступление и наказание» Андрея Кончаловского (Театр мюзикла, Москва), «Белый. Петербург» (Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург), «Биндюжник и король» (Театр юного зрителя, Красноярск), «История лошади» (Театр драмы им. М.Горького, Самара).
Андрей Кончаловский также претендует на «Золотую маску» в режиссерской номинации наряду с Сергеем Грицаем («История лошади»), Геннадием Тростянецким («Белый. Петербург»), Романом Феодори («Биндюжник и король»). У Красноярского ТЮЗа — восемь номинаций.
28 претендентов на «Золотую маску» проходят в категории «Драма/работа режиссера». Такого еще не было. Здесь представлены: Лев Додин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Женовач, Андрий Жолдак, Тимофей Кулябин, Виктор Рыжаков, Андрей Могучий, Борис Мильграм, Дмитрий Крымов… В номинации «Драма. Спектакль большой формы» — 3 московских спектакля: «Русский роман» в Театре им. Маяковского, «Плешивый Амур» в МТЮЗе, «Утиная охота» в «Et cetera», 3 питерских спектакля — «Ворон» в Александринке, «Гамлет» в МДТ (Театре Европы), «Гроза» в БДТ им. Г.Товстоногова, а также спектакли из Твери, Перми, Норильска, Ярославля.
Стремясь к максимальной прозрачности, генеральный директор фестиваля Мария Ревякина обнародовала бюджет «Золотой маски» и его структуру: выяснилось, что Минкульт финансирует меньшую часть бюджета. В обеспечении фестиваля финансированием большую роль играют местные власти, оплачивающие проезд участникам конкурсной программы, а также спонсоры и партнеры.
Итак, номинанты объявлены. Через месяц мы узнаем, кто войдет в состав жюри и определит победителей, поругивая по обыкновению экспертов, которые вечно выбирают не так и не тех.