Александр Калягин получил срок на пять лет

В Москве идет съезд самого живучего творческого Союза — театрального

Воскресным утром в «Президент-отеле» начался съезд Союза театральных деятелей, седьмой по счету. Первый день прошел достаточно спокойно, хотя и удивил цифрами, заявлениями и анекдотами. С подробностями — обозреватель «МК».

В Москве идет съезд самого живучего творческого Союза — театрального
Александр Калягин сохранил свой пост председателя СТД. Фото: stdrf.ru

тестовый баннер под заглавное изображение

На форум съехалась вся театральная Россия, в зале худруки столичных и региональных театров. В повестке дня множество вопросов, на которые ждут ответов и от председателя Александра Калягина, и от министра культуры России Владимира Мединского. Они выступят один за другим.

— Сегодня как никогда театр нужен нашему времени, зрителям и стране, — говорит Калягин. — На вопрос, каким ориентирам ему следовать в нынешних условиях, каждый отвечает самостоятельно: есть путь просветительской миссии, есть самый легкий — развлекать и отвлекать людей от проблем или служить идеологии. Но это решает сам художник. Главным для всех нас является обустройство театров России. Что я называю обустройством? Это все, что способствует творческому развитию, рождению идей. А более конкретно — это улучшение материально-технической базы театров.

Калягин предлагает составить реестр российских театров, нуждающихся в ремонте или вообще не имеющих своих зданий. Например, в Якутии для пяти театров из десяти основной проблемой является проблема помещений.

Но самый важный тезис его выступления: при каждом губернаторе должны быть созданы Советы по культуре, и чтобы в них входили в обязательном порядке представители региональных отделений СТД с правом не только совещательного голоса.

Надо признать, что из всех творческих союзов (писателей, художников) — театральный сегодня остался самым сильным и дееспособным, сохранившим свой большой имущественный комплекс. Он один способен разрешать конфликты, возникающие между театральным начальством и местными властями.

— Только после обращения СТД к губернатору Мурманской области Марине Ковтун власти приняли решение отдать здание Дома офицеров театру кукол, — говорит Калягин. — А после моего письма губернатору Бурятии директор театра имени Бестужева не был уволен. А вот другой пример: Мотыгино — таежный поселок, жителей 10 тысяч, он несколько месяцев в году отрезан от внешнего мира. Руководству города надо держаться за этот единственный центр культуры, но власти не помогают театру, не поддерживают его участия в российских фестивалях. Да еще были готовы уволить директора. А я хочу, чтобы в каждом регионе отделение СТД имело свое влияние.

В активе СТД — государственные стипендии для 2000 деятелей российского театра, 96 молодых получают на творческие проекты ежемесячно по 20 тысяч от правительства РФ. Около 4000 членов СТД, попавших в трудную ситуацию, получили матпомощь — от 30 до 150 тысяч рублей. СТД инициировал проведение первой Всероссийской школы заведующих постановочной частью — «Театрального ПТУ». Она станет ежегодной, и появилась надежда, что такая важнейшая профессия, как завпост, не умрет.

Свой спич председатель СТД закончил анекдотом, разумеется, театральным. В театре начался пожар. Несмотря на это, актеры мужественно доигрывали спектакль. Приехавшие по вызову пожарные не стали тушить, а присоединились к зрителям и стали досматривать до конца.

После Калягина выступает Владимир Мединский. Министр говорит о взаимодействии министерства и СТД, с цифрами в руках — о ремонте театров, росте доходов и посещаемости, про гранты и стипендии, которые удалось отстоять. В его речи я бы выделила несколько принципиальных моментов.

О современной драматургии: «Все разговоры о том, что Минкульт недолюбливает современную драматургию, — неправда. Поддержаны все проекты. Я дал поручение — удвоить сумму их финансирования, нам надо искать молодых режиссеров, сценаристов».

О театре Женовача: «По сути мы под крыло взяли частный театр. Со следующего года его «Студия театрального искусства» получит статус федерального коллектива. В минувшую пятницу мы встречались с Сергеем Гордеевым, который был спонсором театра, и договорились, что Женовач никуда из здания, в котором он работал, не будет переезжать».

Народ зароптал, когда министр говорил о зарплатах. Информация о средней зарплате в федеральных театрах — 69 тысяч — вызвала смех сквозь слезы. Не потому что эта сумма не соответствует действительности, а потому что в региональных театрах она в разы меньше — 12–15 тысяч. Что и выясняется спустя час, когда на трибуну поднялся директор Волгоградского молодежного театра Бондаренко. Он поразил коллег сообщением о том, что областной губернатор издал постановление, согласно которому зарплатный потолок актеров театра (внимание!!!) должен быть не более 25 000 рублей. Тут, как говорится, без комментариев.

Оптимизация: «В целом статистика такова — с 1991 года в стране количество театров увеличилось на 70 процентов. Я не знаю другой такой страны, которая могла бы похвастаться такими результатами».

Критерии: «Мы создаем систему, которая позволит иметь реальную картину заполняемости залов. Госдотация будет осуществляться не от показов и количества премьер, а от проданных билетов, то есть от посещаемости. Если в 2014-м дотация театрам составила 11,5 миллиарда рублей, то в 2016-м — 12,5 миллиарда».

Предложение от министра, прозвучавшее как угроза: «Я бы составил рейтинг губернаторов: не только как они и их жены ходят в театр, а как финансируют его. Да пусть вообще не ходит, но если театры будут финансироваться, мы простим». И, наконец, предложил поставить точки над «и» в давнем споре: театр — это услуга или искусство?

О творческих династиях: «Кавалерийского подхода, запрещающего работу родственников в одном театре, не будет».

Также министр пообещал завершить работу над законом о меценатстве.

Сообщил, что в строй войдут новые сцены: в 2018-м — сцена МХТ им. Чехова на проспекте Андропова, новую сцену получит Додин. А в ноябре распахнет двери Малый театр России.

Первый день работы съезда завершился выборами нового председателя — им безальтернативно стал Александр Калягин.

ИНТЕРВЬЮ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕРЫВА

Кирилл Крок, директор Вахтанговского театра:

«Я надеюсь, что после выступления председателя и съезда будет наконец решен вопрос со званиями. Прекратится издевательство над артистами, когда звания надо ждать 25 лет, собирать кучу бумаг, которые за это время устаревают. Если в Москве эта проблема есть, то что говорить про регионы. И второе: на уровне постановления правительства надо закрепить статус общественных советов по культуре при каждом губернаторе с правом не только совещательного, а решающего голоса представителя от регионального отделения СТД. Чтобы все кадровые и прочие важные вопросы обязательно обсуждались на совете, и только после этого губернатор или мэр мог принять решение. Но услышать общественное мнение власть обязана».

Владимир Панков, художественный руководитель Центра режиссуры и драматургии Казанцева и Рощина:

«Надо решать проблему с введением срочных контрактов. У меня 30 человек, я начал знакомиться с артистами и сразу от некоторых услышал вопрос о льготах, а не о творчестве. А люди не работают вообще или заняты совсем мало, но все время требуют повышения зарплаты».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру