Так, касаемо критики учебники по менеджменту не рекомендуют употреблять в отношении своих коллег такие слова, как «чванство», «разгильдяйство» и «ротозейство», что вполне корреспондирует со старыми партийными рекомендациями. А вот какими словами можно называть себя в случае самокритики, точных научных рекомендаций на сегодняшний день нет. Хотя с этим тоже не мешало бы определиться.
Сколько я себя помню (а помню я себя очень давно), у нас каждое правительство говорит о необходимости реструктуризации экономики. Но ничего при этом не реструктурирует и одновременно не расписывается в собственном непрофессионализме. В том, что экономика поедает сама себя, виноват кто угодно, начиная с природных стихий и заканчивая внешними силами, но только не сами исполнители.
В последние дни такие же споры идут о присуждении очередной Нобелевской премии по литературе Бобу Дилану.
Не менее значимый поэт Николай наш Некрасов задолго до Боба сказал: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан». И в этом плане новоиспеченный лауреат является настоящим американским гражданином. С помощью микрофона, гитары и подручных инструментов государственного влияния он несет культуру страны в мировые массы.
Конечно, мы все понимаем, что сравнение его песен с античной поэзией — это некоторая гипербола, как любили говорить древние греки: и ссудный процент, и кредиты Международного валютного фонда появились несколько позже. Но зато придуманная им «одиннадцатидолларовая купюра» очень хорошо иллюстрирует проблемы национального бюджетного дефицита, который, говорят, скоро достигнет 20 триллионов долларов.
А если у Боба даже что-то получается не совсем как в античности, то на Диком Западе с давних времен на видном месте красуется надпись: «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет». При этом влияние песен Дилана велико: даже если ученые ломают голову, как измерять содержание газообразного оксида азота в дыхательных путях и кишечнике, то стоит послушать песню барда о дуновении ветра, и название статьи приходит в голову само.
И уж совершенно бессмысленно наскакивать на Нобелевский комитет только за то, что премию по литературе он присуждает журналистам или рок-музыкантам. С одной стороны, может, там все по странам расписано, раз премия дается за развитие национальных традиций. Соперничавший с Бобом Диланом в этом Харуки Мураками тоже популярный человек, в отличие, скажем, от его собрата по перу Рю. Но, видно, черед Японии придет в другой раз. А то, что в Штатах других писателей не осталось, так что поделаешь.
Если Нобелевская премия дается «за поддержание американской песенной традиции», это не просто какой-то спиричуэлс, выкинутый Шведской королевской академией, — она, наверное, искренне за развитие национальной самобытности. Не факт, что любая самобытность ей подходит, но для начала надо не забывать о своих традициях, вместо того чтобы осваивать азы постмодернизма.
А уж нашим исполнителям точно такую премию не дадут, если в шоу «Голос» представители жюри могут заявить, что российский материал им просто не интересен. Хотя не факт, что зрителям интересен перепев западных шлягеров на ломаном языке, который заведомо хуже оригинала.
Ну а если все начнут подражать американской традиции (в пределах санкций, разумеется), может, конечно, шансы на международную премию и вырастут, но миру придется забыть о культурном многообразии, которое является залогом развития.
Примечательно, что Нобелевскую премию по медицине в этом году присудили за открытия в области аутофагии клеток, то есть за самоедство. Сдается, это самое подходящее слово, с которого можно было начать заниматься самокритикой в любой сфере деятельности.
Осенило
■ Вся жизнь — в той или иной клетке оргштатной структуры.
■ Заметьте, не баран паршивый все стадо портит!
■ Тому, кто не виляет хвостом, больше приходится маневрировать самому.
■ Плата за капремонт такая, как будто не жилые, а публичные дома ремонтируют.
■ Постиндустриальные технологии ведут к постсексуальному обществу.
■ От жены нельзя скрыть ничего, что бы уже не знало АНБ.
■ Вставая с колен, не всегда знают, куда идти.
■ О вкусах спорят ради дополнительных вкусовых ощущений.
■ Интересно, как бы со своим «Не верю!» Станиславский шарил бы в Интернете.
Иван Иванюк