Юта утонула в женской лирике
******
Путь этой певицы был неровным и тернистым, с резкими поворотами и долгими поисками себя в разных стилях. Ее даже занесло недавно в этих напряженных поисках на фестиваль «Бархатный шансон»! Одни знают ее по хиту «Хмель и солод», другие — по саундтрекам к сериалам «Солдаты» и «Студенты». Она появилась на сцене в 1999‑м и за несколько лет успела выпустить восемь альбомов, написать музыку более чем к сорока фильмам, сериалам и театральным постановкам. Была горячей рок-штучкой нескольких сезонов, и «ЗД» за творчеством артистки тогда внимательно следила.
В 2008 году Юта решила взять тайм-аут, чтобы остановиться и подумать. К тому же она стала многодетной мамой и с головой погрузилась в семейную жизнь. В 2011 году произошла трагедия: умер муж Анны, продюсер Олег Осипов. Возвращение на сцену было психологически непростым. В какой-то момент артистка выпускала новые композиции под псевдонимом Анна Герцен, но недолго. В 2014‑м она продолжила карьеру под прежним именем, но уже с совсем другими песнями — тогда была пластинка «Кстати». А сейчас, по словам «камбэкерши», про которую уже можно писать роман, начался очередной новый этап, ознаменовавшийся выходом юбилейного, десятого альбома «Мои родные».
Юта без стеснения признается, что в этой пластинке открыла поклонникам всю душу, поделилась самыми искренними переживаниями. Песни подтверждают признание, и настолько, что слушать некоторые из них даже неловко — настолько наивно-откровенными они кажутся. Будто невольно узнаешь какие-то интимные тайны жизни, которые посторонним знать совсем необязательно. На пластинке можно услышать то, что принято называть «классическими женскими текстами», они положены на незамысловатые мелодии с простыми повторяющимися из трека в трек гармониями. Контекст можно легко додумать самостоятельно. Это может быть, например, встреча двух подруг, во время которой одной очень нужно выговориться, потому что такое, пожалуй, женщина может сказать только женщине (мужская психика не выдержит).
В этой чрезмерной наивности есть своя прелесть, хотя иногда, слушая очередной слезливый припев под поп-аккомпанемент, кто-то может заскучать по песням Юты многолетней давности, когда рок-обрамление уравновешивало гипертрофированную сентиментальность. Единственным приветом из рок-прошлого, кажется, стала композиция «Любимый мой», сильно выбивающаяся из общего контекста. Помимо расхожих поп-мелодий здесь есть элементы электроники, русского фольклора («Зимушка», «Льдинка»), даже балканские мотивы («Эй, друзья»), но этим темам не хватает развития, как и изюминки — достаточно стандартным аранжировкам. Впрочем, поклонницы, прослушав пластинку, точно поймут Юту по-женски, ну а представители сильного пола могут закрыть глаза на какие-то оплошности и просто насладиться сладким голосом певицы.
Прятки в «Крематории»
******
«Я люблю музыкальные коктейли, жанровые миксы, я не сторонник «держаться корней», — признался как-то Армен Григорян, улыбаясь чеширским котом. И немного слукавил: корней музыкант все-таки держится, только своих, особенных, пущенных им в благодатную музыкальную почву уже несколько десятилетий назад. В 2016 группа «Крематорий» достигла «возраста Христа» и отмечает 33‑летие выходом новой пластинки «Люди-невидимки». Идеальное название для работы этой рок-команды: вроде и земные существа, а вроде и мифические — все как в песнях, где фантасмагория сплетается с действительностью. Правда, лидер группы утверждает, что за всем «фантастическим» скрывается сама жизнь, да и прототипами большинства «волшебных» персонажей становятся реальные люди.
Кто бы ни вдохновлял автора на причудливые опусы, ему удалось стать «локальным» демиургом — создать свой мир, в котором бесконечно могут появляться новые герои, и, учитывая особый склад ума и поэтические способности г‑на Григоряна, они всегда будут интересны слушателю. Во многом тем, что это не статичные портреты, а существа, которые попадают в передряги, совершают нелепые поступки или, наоборот, подвиги, влюбляются, страдают и смеются, иронизируют друг над другом, как и сам артист над ними, — в общем, живут очень насыщенной жизнью.
Целая кавалькада образов проходит уже в первой, самой короткой композиции с пластинки «Ave Caesar» («Да здравствует Цезарь»). «Герои тьмы и света, прорицатели, летуны и маги, дамы и тузы!» — приветствует их тоже некто сказочный. Дальше бал образов только закручивается, в нем появляется и загадочная Брунхильда, и шебутная барышня по кличке Текила Бум, которая, согласно тексту песни, организовывала подпольный концерт ZZ Top в Люберцах, и некая «сестра Плутона». Последнюю лирический герой воспевает очень специфическим образом: «…уши твои — ключи к блаженству. Я знаю, где купить лапши и сделать так, чтобы кольнуло в сердце». Рулевой «Крематория» — большой шутник: например композиция «Веревка и мыло» скорее похожа на треш-угар в стиле «Коррозии металла», чем на интеллигентную балладу в лучших традициях группы.
Впрочем, у творчества Григоряна много граней. Говорить об альбоме «Люди-невидимки» можно долго и завороженно рассматривать, как сквозь увеличительное стекло, — музыкальные, текстовые, реальные и ирреальные составляющие. Артисты не просто держатся на плаву, они, как говорится, находятся в самом расцвете сил, продолжая удивлять поклонников чем-то новеньким, не менее достойным, чем любимое «старенькое».
«Марсель» спрятал золотой ключик
******
Эта группа была создана в 2005 году в Питере тогда еще студентами Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Митей Блиновым и Женей Бабенко. Вокалистом стал Степа Ледков, и в таком составе ребята приняли участие в конкурсе студенческой песни. Тогда они и представить себе не могли, что впоследствии станут участниками известного телеконкурса, который принесет им популярность, напишут саундтрек к кинофильму «Мы из будущего» и спустя несколько лет будут легко собирать по нескольку тысяч человек на своих концертах. Сейчас музыканты выпустили пластинку «О любви, печали и радости» и уже успели презентовать ее на большом концерте в родном Санкт-Петербурге, где публика встретила новую программу на ура.
Судя по эмоциональным текстам, Степа Ледков — романтик и честно признается, что не очень умеет сочинять веселые песни и предпочитает лирические. С автором не поспоришь: уже первый трек, где встречаются фразы вроде «я опять кричу, а ты снова плачешь», — история драматичной любви. Продолжают его, правда, уже более спокойные и позитивные композиции «Доброе утро» и «Ты». Есть актуальная песня «Москвичи», которые «по московским барам ходят по ночам, как на работу», и «каждый ищет пару»; романтический опус «Ангел» и даже вещь, вызывающая прямую ассоциацию с романом Джейн Остин, только в названии понятия меняются местами — «Предубеждение и гордость». По словам лидера команды, простое и по-хорошему наивное название альбома лучше всего описывает его концепцию: «Это истории о любви, печали и радости. Почему здесь появилась печаль? Потому что любовь не может существовать без толики грусти. Если последней нет, мы просто перестаем ценить наши чувства. К тому же белая полоса не может длиться постоянно, в жизни бывают разные периоды. Пластинка посвящена обычному человеку, тому, что происходит в его жизни. Но, конечно, не стоит все понимать буквально, нужно учиться читать между строк, потому что почти в каждой композиции здесь есть двойное дно, некий замочек, ключик к которому я предлагаю слушателям найти самостоятельно».
Пластинка получилась цельной и одновременно многогранной, это качественная поп-музыка, которая может прийтись по душе самым разным слушателям.
ПРИМЕЧАНИЕ: оценки по шестибалльной шкале выставляются редакцией «ЗД», являются ее сугубо частным и субъективным мнением, никого и ни к чему не обязывают.