Министр внутренних дел недавно привел данные, основанные на результатах работы ведомства, о том, в какие сферы нашей жизни глубже всего запустила свои щупальца пресловутая коррупция.
Оказывается, самыми побитыми порчей отраслями являются государственные закупки, строительство, в том числе жилищное, содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образование, наука и культура.
От этого списка поначалу становится как-то не по себе: а вообще у нас осталась хоть одна сфера, не зараженная этим богомерзким явлением? Какие еще есть отрасли, где степень поражения больных органов находится на сравнительно низком уровне?
Понятное дело, что если какой-то отрасли не существует, так и коррупции там не наблюдается. Но есть же у нас вполне масштабные сферы, регулярно поставляющие сногсшибательные факты в сводку криминальных новостей. Например, космическая, где как раз МВД обнаружило, что промышляют там с целью личного обогащения не только строители космодрома «Восточный», но и люди, с гораздо большим основанием имеющие право именовать себя покорителями Вселенной.
Следователи выявили, что в НПО имени Лавочкина научно-техническая кооперация достигла такого уровня, что хищения можно квалифицировать не только по привычным для отрасли статьям Уголовного кодекса, но и по признакам организации преступной группировки. Тогда обвинения ученых в присвоении почти 200 миллионов рублей за счет фиктивных исследований, наверное, можно отнести к коррупционным проявлениям при выполнении госзаказа.
Иначе не совсем понятно, как в отчете МВД эти проявления группировались по отраслям. В принципе закупки для государственных и муниципальных нужд, выделенные отдельной строкой, охватывают практически все остальные отрасли. А как быть, например, с банковской отраслью, где нет госзаказа, где действуют рыночные принципы и оплачивается услуга не из государственного кармана?
Такое чувство, что большинство самых громких и масштабных скандалов последних лет было именно в этой сфере. Среди банков, «зажженных» в последнее время, с которыми разбирается не только ЦБ, но и следственные органы, например, числится «Волга-кредит банк», откуда одних векселей украли более чем на 130 миллионов рублей, а вообще счет шел на миллиарды. Около двадцати банков было задействовано преступной группировкой для незаконного обналичивания средств и вывода их за рубеж по так называемой молдавской схеме. Здесь уже суммы составили десятки миллиардов долларов.
Да и в наисвежайшей истории с арестом полковника МВД Захарченко, поставившего рекорд по наличности, которую можно изъять при задержании, сами правоохранители вроде как связывают обнаруженные 8 миллиардов рублей с гораздо более крупными пропажами в Нота-банке.
Остается только гадать: то ли такие сферы в анализе МВД сознательно или случайно упущены, то ли действительно все эти многомиллиардные суммы хищений несопоставимы с достижениями поименованных лидеров коррупционного рейтинга.
С другой стороны, не стоит удивляться, что в список наиболее коррумпированных отраслей у нас попали медицина или образование. Потому что министерские реформаторы последних лет стали настойчиво внедрять принцип «услуга за услугу». Так стоит ли удивляться достигнутым результатам.
Если посмотреть словари русского языка за последние лет сто, то там мы не обнаружим словосочетаний «образовательная услуга» или «медицинская услуга». Медицина всегда была связана с помощью больным, а образование — с воспитанием нового поколения. И хочется сказать спасибо новому министру образования Ольге Васильевой, которая одним из первых своих распоряжений запретила произносить в школах слово «услуга».
Может, и Министерство внутренних дел со временем поблагодарит ее, корректируя свой список.
Семен Семеныч
Проза жизни
ФОТОШОП
Устав блуждать по лабиринтам торгово-развлекательного центра «Бесконечный», Грушин решил немного отдохнуть. Остановился возле салона «Срочное фото» и сделал вид, что любуется шедеврами фотоискусства. Но любоваться пришлось недолго. Из салона вышел аккуратно постриженный молодой человек с черными усиками:
— Заходите, уважаемый! Пять минут — и у вас будет отличное фото! — пригласил он Грушина. — Какое вы хотите? Фото на паспорт, визу, документы?
— Извините, но я сейчас как-то не готов, — уклонился Грушин.
— Никогда не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! — любезно продолжал фотограф. — Хотите, сделаем черно-белое фото для портфолио, хотите шикарный портрет для социальных сетей? Любая ваша фантазия мгновенно превратится в уникальную фотографию.
— Да я сегодня как-то плохо выгляжу! — отбивался Грушин.
— Вы прекрасно выглядите! Женщины будут от вас без ума!
— Вы так считаете? Я стесняюсь даже улыбаться из-за отсутствия двух верхних зубов...
— Зубы вставим! В фотошопе! Сколько нужно, столько и вставим!
— А как быть с прыщиком возле носа?
— Затонируем!
— У меня еще шрам возле правой брови...
— Заретушируем!
— Знакомые говорят, что мне блеска в глазах не хватает
— Подкорректируем так, что глаза засияют, как майское солнце!
— А мешки под глазами сможете удалить?
— Удалим!
— А волос добавить?
— Добавим! Вы только не переживайте, фотошоп творит настоящие чудеса! Я на днях одну дамочку бальзаковского возраста так отфотошопил, что она лет тридцать скинула! Вы в молодости на кого хотели быть похожим?
— На Павла Корчагина...
— Я не книжных героев имею в виду, а киноартистов!
— В молодости? На Михаила Боярского...
— Так вы и сейчас на него похожи!
— Вы мне льстите!
— Вылитый Михаил Сергеевич!
Через пять минут фотограф принес готовый снимок:
— С вас триста рублей.
— Но это же не я, а народный артист России Михаил Боярский! — всматриваясь в фотографию, загрустил Грушин.
— Я же вам говорил, что фотошоп творит настоящие чудеса, — убирая деньги, улыбнулся мастер. — А вы не верили! Рамка к фотографии в подарок!
Олег Гонозов
Ведущий — Джангули ГВИЛАВА, E-mail: satira@mk.ru