ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
∎ Евгений Онегин — Борис Андрианов, ведущий российский виолончелист, ученик Шаховской и Герингаса, основатель первого в стране виолончельного фестиваля VIVACELLO.
∎ Татьяна Ларина — Юлианна Авдеева, блестящая пианистка, повторившая подвиг таких икон, как Белла Давидович и Марта Аргерих, выиграв в 2010‑м знаменитый фортепианный конкурс им. Шопена в Варшаве. К этому рубежу на постсоветском пространстве не приблизился более никто.
∎ Владимир Ленский — Михаил Мосенков, дирижер Госоркестра Республики Татарстан; член Международного благотворительного фонда им. Евгения Светланова.
∎ Ольга Ларина — Елена Привалова-Эпштейн, известная органистка, музыковед, основатель фестиваля «Органные вечера в Кусково», член экспертного совета «Золотой маски» (2011–2013). Живет в Латвии, является органисткой рижской церкви Св. Павла.
Выбор пал на известных музыкантов. Почему на них? «Евгений Онегин» необыкновенно плотно вошел именно в музыкальную историю: оперы и концерты на эту тему просто не сходят с афиш. Кроме того, музыканты более образованны среди прочих актеров и художников, учились и жили за границей, не зациклены на себе, способны на нетривиальные поступки, больше ценят идею, чем занудное умствование. Хотя и тут иной раз само словосочетание «Евгений Онегин» вводило людей в казенно-хрестоматийный ступор, словно их просили вынуть крысу из ведра, а не пробежать по диагонали «великое творение». Но те, кто согласился (а согласились как раз лучшие), конечно, так или иначе болели произведением и выработали на сей счет свое суждение. Итак…
■ ■ ■
Включаем «принцип Тарантино» — подавать эпизоды согласно нашей внутренней драматургии, а не их линейной пушкинской последовательности, и поехали!
Знакомство Онегина и Ленского в деревне
Онегин: Мой герой недурен собой; от природы ему дано обаяние, которым он злоупотребляет, удовлетворяя свою похоть, а потом им овладевает хандра: «в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь» — вот это я мог бы применить к себе пару лет назад до встречи со своей второй женой, пока не влюбился всерьез. А до этого: ну есть женщина — хорошо, нет — да и ладно. Наркотиков тогда не было, чего еще от скуки попробуешь? Вот и подался в деревню, тем более наследство от дядюшки перепало…
Ольга: Это была деревня, дружить было не с кем. Вот именно — «от нечего делать». Онегин просто избегал всех, а Ленский хоть и был коммуникабельным, но в прочем ему не хватало образованности и воспитания. «Так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть». А Онегин умел себя подать.
Ленский: Мой герой свято верил в истинную дружбу. Это их свело. Был убежден, что друзья пойдут на жертву ради друга. А жертва слепа — тонкий лирик Ленский не углядел, что они абсолютные антиподы. Но им вместе было легко и свободно.
Онегин: Почему они сошлись? Единство противоположностей. Им было о чем поспорить. Онегин к Ленскому относится снисходительно и его люби Интернета нет, телевидения тоже, вот они и начали друг в друге копаться. Онегин подтрунивает, издёвочки отпускает люб Как старший брат. Ленский с Ольгой уже давно мутили, еще до его приезда. И вот Онегин еще в начале всей драмы спрашивает: «Ты где вечера проводишь? У Лариных? Не могу понять. Простая русская семья… Варенье, вечный разговор про дождь, про лён, про скотный двор». И он задевает тем самым самолюбие Ленского. А дальше — хлеще: едут в гости, Онегину всё скучно, выпил брусничной воды, у него живот пучит, в туалет ему надо быстрее. И возьми и скажи: «В чертах у Ольги жизни нет… Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Специально по ней прошелся, зная, что Ленский неравнодушен… Не по-джентльменски. И Ленский это запомнил. Вспомнил, когда пробил час.
Ольга: Не уверена, что Онегин был Ленскому «старшим братом». Даже по годам разница невелика: Онегину на момент дуэли 23–24, Ленскому — 18. Я думаю, что вся дружба пошла именно от Ленского: читая Шиллера и Гете, Владимир помещал Евгения в романтический ореол высокой героики, твердо считая его другом, чего, увы, не считал сам Онегин по отношению к Ленскому: «Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, мы почитаем всех нулями, а единицами — себя».
Татьяна не женщина-мать
Онегин: Татьяна — да, это олицетворение всех загадок русской души, сама нежность, сама Россия…
Ольга: Ой, не знаю — какое олицетворение, какой пример… У Татьяны нет детей, даже после брака с генералом. Толком нет семьи. Она неполноценна. Она — заметьте! — не говорила по-русски. Писала письма и читала романы по-французски. Возможно, она и олицетворение России, но той, когда литературным языком не был русский — а его вознес до литературного как раз Пушкин! Поэтому о какой России идет речь? Для меня загадка, какие такие «ценности» воспеваются в Татьяне. Если она скромна, то почему не идет к семье, к продолжению рода? Возможно, дело в том, что Пушкина воспитывала няня, а не мать — то же и с Татьяной, — поэтому семейные ценности для него не имели значения. А что имело? Как она вела себя на светских раутах и балах? Да, Пушкин воспевает в ней статус княгин Но это не женщина-мать.
Татьяна: Меня нельзя буквально сравнивать с пушкинской Татьяной. Потому что у каждого человека своя форма самореализации, пространство, где он себя считает царем. Конечно, во времена «Онегина» не приходилось ждать от женщины каких-то серьезных карьерных достижений. Некая женская самостоятельность, понимание, что женщины тоже могут что-то, только-только входили в моду через Жорж Санд и ей подобных. Так что я пониманию самореализацию Татьяны в том, что она вышла замуж. Но одновременно и не понимаю ее, поскольку мужа своего она не любит.
Онегин: Из-за нее ли всё случилось? Не зна Но недаром роман все-таки называется «Евгений Онегин», а не «Татьяна Ларина», потому что Онегин очень ярок, Пушкин в нем видел и себя тоже, это все немножко автобиографично. Татьяна оттеняет все недостатки, которые есть у Онегина, своей святостью, ни разу не солгала ни себе, ником Смотрела в окно. Придумала себе этого Онегина. Но она второй персонаж, все равно второй.
Татьяна: Таких типажей, как Онегин, в то время могло быть много. В нем нет ничего уникального. И это очень интересно, почему Пушкин называет роман «Евгений Онегин», а не «Татьяна Ларина»: ведь самый интересный, глубокий образ — это она, а не он. И Онегин для нас, читателей, существует только через призму Татьяны — именно ее чувства к нему и порождают его на свет. И существует он ровно до того момента, пока о нем думает Татьяна.
Ольга: Для меня Татьяна — типичный образец социопата, человека в себе, интроверта. В деревне ей интереснее только наедине с собой, с книгой, ну немного еще с няней. Все интроверты черпают энергию исключительно из себя. Противовес Ольге — веселой, коммуникабельной, игривой. Таня — замкнутая девочка, потом девушка, чурающаяся громких сборищ. На момент «московских смотрин» ей было лет восемнадцать. Кстати, и супруг попался для нее «идеальный» — пожилой генерал, не пылкий и не страстный, но спокойный и размеренный, что для интроверта — «блестящая партия».
Письмо Татьяны к Онегину: зачем она открылась?
Татьяна: Я не могу понять, зачем она открыла свои чувства Онегину? Мне это не близко. По идее, если так задуматься, то Ленский из-за этого письма и погиб.
Онегин: «Пришла пора — она влюбилась». Гормоны. А он страшный эгоист. Она ему в письме — всё о нем да о нем. А он ей в ответ — всё о себе да о себе. А кому она открыться должна была? Ее так пёрло, что она не могла в себе это держать. Кому? Няне, которая ни черта не понимает? Родителям не могла… Психолога личного у нее не было. Сидит в деревне… Только ему и могла написать.
Ольга: А почему Онегин должен был полюбить Татьяну? Только за то, что она открылась? Письмо огласке не предал, вообще его сжечь надо было, потому что это скандал: фактически Татьяна предлагала ему себя, и не дай бог об этом бы узнали в обществе! Это сейчас у нас сожительство, гражданские браки, а тогда огласка была бы равносильна бегству. Какая потом Москва, какие светские рауты! Она, как Наташа Ростова, вынуждена была бы забиться в глушь. Ей повезло, что он поступил благородно: не любил, но и не воспользовался, хотя прежде это делал десятки раз.
Татьяна: Наверное, отказ Онегина на любовь Татьяны был все-таки благородным шагом с его стороны.
Онегин: Сказал всё искренне: ну какой из него муж? Ему же ничего не дорого. Она незрелая, а он-то перезрел! Он-то весь из себя фильдеперсовый, а она деревенщина…
Ольга: Претензии к няне! Не углядела, не поняла; она не должна была давать хода письму, надо было перехватить и уничтожить или рассказать все матери. Это ошибка воспитания: детьми занимались не родители, а странные люди. И мечтающего ребенка, не способного справиться с чувствами, предоставили самому себе.
Предтеча дуэли: заварушка на именинах Татьяны
Татьяна: Вещий сон Татьяны накануне именин — это небольшой экскурс в былины и сказки, и вся эта вера в предания-гадания — очень русская тема. И как эта вера в приметы и видения сочетается с верой в Бога — этот момент для меня пока нерешенный. Хотя и у меня приметы есть. Если ноты перед концертом или репетицией упали на пол, на них обязательно надо сесть. Иначе может что-нибудь пойти не так. А что до сна — ее подсознание предостерегает: от Онегина можно ожидать подвоха! Но в момент бодрствования она об этом не думает…
Ольга: До того как Онегин остепенился, именно такие, как Ольга, нравились ему. Цветок нетронутый, наивный, веселый, игривый. У нее были обязанности по хозяйству, она разливала чай и делала это с удовольствием. Татьяна вся в мечтах непонятно о чем, а Ольга вся земная, она образец — какой должна быть женщина; искренне общалась с Онегиным, не предполагая, что ранит своего жениха. Ведь Онегин для нее — продолжение Ленского, его друг…
Татьяна: Я не думаю, что Ольга чем-то плоха. Подобного сорта дам Пушкин знал много, поэтому подробное описание давать отказался. Ольга не то что не заслуживает внимания... Она пустышка, можно сказать. Я даже почувствовала со стороны Пушкина некое осуждение Ольги за ее кокетство на именинах Татьяны. Хотя осуждать ее не стоит. Она еще совсем молодая. И внимание приехавшего из Петербурга важного человека Онегина ей льстило.
Онегин: Онегина бесит, когда его любят. И вот он пришел на именины Татьяны, начинает ухаживать за Ольгой в отместку Ленскому, сидит, и его бесит это смятение Татьяны, не понимающей, что происходит… Он чувствует эту энергетику ее дикой неловкости и намеренно косячит.
Ольга: Онегин разозлился на Ленского за то, что тот завлек его на неудачную тусовку; Ленский-то позвал его искренне, не зная о Татьяниной страсти. И вот Онегин мстит «другу», выбирая самого близкого ему человека…
Онегин: Да разве Оля виновата в том, что повелась на козни Онегина? Да любая девушка в ее возрасте поступила бы точно так же, она просто не придала этому значения.
После дуэли: почему о Ленском все быстренько забыли
Онегин: Ну, убили Ленского — и что ей теперь? Тем более что в рамках романа Пушкину Ленский был не многим более интересен, чем Ольга. Ну, женился бы на Ольге, жили бы они благополучно — какой интерес? Ленский прост, он отыгранная фигура в этой истории. Поэтому Пушкин и обращается с ним так легко. И одаренность Ленского, его талант не были для Пушкина — с его колокольни — событием. Все равно б, останься жив, сидел бы Ленский в сорок лет с подагрой и кучей детей. И что? Закончил бы жизнь заурядно.
Ленский: Я думаю, Ленский не смог бы вырасти в большого поэта. Нет. Ну писал бы, оставаясь в середнячках. Да и этот чисто светский образ жизни оказался бы ему чужд со временем.
Ольга: Почему Пушкин не придает значения таланту Ленского? Тут интересно. Пушкин убивает двух Ленских. Сначала он хоронит поэта — мол, мы не знаем, кем бы он стал — посредственностью или гением? А во-вторых, Пушкин убивает семьянина, говоря о предполагаемой подагре в сорок лет, лекарях и прочем, — высмеивает в романе узы брака в принципе. Семью Пушкин ни во что не ставит. Пушкину приземленность чужда. А талант — да! Он ведь и про Онегина пишет — «Или не сделался поэтом, признаться: то-то б одолжил!». Периодически пытается наделить героев этим даром, не отказывая никому, оставляя его, впрочем, за собой. Ведь еще в начале романа прославляет своих же «Руслана и Людмилу», такая ода самому себе.
Татьяна: Ну почему Оля всю жизнь должна на могилу к Ленскому ходить и по нему плакать? Ей и в голову не могло это прийти, потребности внутренней не было, чтобы остаться одной, избрав путь жертвенности, как Татьяна.
Ольга: У Пушкина сказано, что «две подруги» ходили в течение года на могилу. А кроме Татьяны и Ольги, кто это мог быть? Они честно относили траур. А затем улан добился Олиного расположения, причем улан добился, а не Оля вертела хвостом. Потом ее судьба не сильно изменилась — выйдя замуж за военного, уехала с ним в полк.
До Татьяны доходит суть Онегина: «Уж не пародия ли он?»
Татьяна: Моя героиня видит все эти книги, обстановку в доме Онегина и многое понимает. Онегин в обществе такой остроумный, а на самом деле он оказывается пустым человеком, ничего серьезного и настоящего в нем нет, нет сильных чувств, он не способен строить серьезные отношения. Но эта вдруг открывшаяся пустота Онегина Татьяну не останавливает. Когда кого-то любишь, то не задумываешься о негативе. Любят не за хорошие качества и не за плохие качества. Просто любят. Выражение «любовь слепа» в этом случае очень точно. Татьяна любит свой идеал. Не Онегина, как конкретного субъекта, а свое юношеское представление о героях романов. И в этом ее трагедия.
Ольга: Татьяна, придя домой к Онегину, порылась, по сути, в его грязном белье, прочитала заметки, которые он делал на книгах карандашом. А пометки на полях — это по прежним временам как личный дневник. Татьяна узнала нутро Евгения, но легче ей от этого не стало.
Татьяна: Все такое загадочное кажется людям очень привлекательным, и мне в том числе. Столичный Онегин со своими манерами ослепил провинциальную Татьяну, это было ново для ее круга: не говорит открыто то, что думает; его не так легко просчитать, просканировать. Жаль, что в Онегине все оказалось лишь оболочкой.
Ольга: Жертвенность Татьяны? А какая жертвенность? Она стала светской дамой, у нее знатный муж, богатство, ее гораздо больше почитают, чем прочих, мужчины ей ниже кланяются, дамы ищут общения. Настоящая светская львица. Нет детей, нет полноценной семьи. Этот образ скорее актуален именно сегодня для многих девушек — желающих успешно выйти замуж за богатого, не обременяя себя детьми и заботами. Та же ее якобы начитанность… мы не можем сказать — а была ли Татьяна умна и чем-то еще начитана, кроме фривольных французских романов. Ведь именно из них она придумала себе образ Онегина. И Пушкин ставит это в упрек отцу Татьяны — он не смотрел, что читает его дочь.
«Другому отдана и буду век ему верна»: отказ Онегину
Татьяна: Мне кажется, что после письма Онегина она начинает его даже презирать. Мол, ваше презрение мне было ближе, чем ваши страсти.
Онегин: И вот в финале он стал по ней, жене важного генерала, вздыхать, а она не смотрит, все равно как на три буквы посылает. Он не может понять — почему? Это его внутренне завело. А посмотри она на него прежним взглядом любящей женщины — всё, она бы ему через секунду опять стала неинтересна! Но тут добыча не пошла в руки охотнику. Простой химический процесс: как так, она меня любила, а тут нос воротит? И он тогда как бы в нее влюбился. А точнее, не влюбился, а был раздосадован, был вынужден посмотреть на нее другими глазами.
Татьяна: Любит ли Онегин хотя бы в финале? Не знаю. Возможно, он испытывает большую страсть, любовь вряд ли. Если человек с таким презрением всю дорогу относился к людям — возможно ли в нем столь резкое изменение в характере? Сомневаюсь.
Ольга: Он стал за ней нагло волочиться, записочки передавал с лакеями и мог Татьяну опозорить... Генерал явно догадывался. Наверняка, предоставил им возможность переговорить, будучи уверен в жене. Благородство, которое Онегин проявил вначале к Татьяне, он здесь утратил.
Онегин — дитя олигарха, которое бесится с жиру
Онегин: Примеряя к себе Онегина, я понимаю, что все мне в нем, честно говоря, претит, нМо тем интереснее. Среди музыкантов ну не может быть такого Онегина. Вот он по три часа сидит у зеркала, тусуется по балам, у него есть деньги, ему дали хорошее образование все эти madame и наставники-французы. Он такой типичный метросексуал. Страшный эгоист, ничего вообще не умеет… все, что может — уводить баб.
Ленский: Онегин? Очень современный человек. Недоучка. Холодный взгляд. Презрение к чужим чувствам. Есть любовь, нет любви, есть друзья, нет друзей — все одно. Наше время — в самую точку.
Ольга: Реально есть ощущение, что Пушкин описывал самого себя в этом Онегине. Даже хороня Ленского, поэт сочувствовал, показывая, что у него могло быть две судьбы. А вот Онегину не оставил ни одного шанса на будущее.
Онегин: Понятно, все мы любим женщин в той или иной степени, но это не может занимать столько времени. А у него это гипертрофировано, потому что кроме этого — ничего. Он всего коснулся по чуть-чуть и спор вел «с ученым видом знатока»: из Адама Смита цитату урвал или из древнегреческого эпоса, и то с ошибками. И все это ради себя, любимого. Ленский хоть учился в Германии, а Онегин дома сидел со своим французом, и с ним все носились как с писаной торбой. Все это от безделья, когда люди бесятся с жиру. Его можно сравнить с детьми нынешних олигархов.
Ленский: Возможно, добавь Онегину пушкинского таланта, получился бы Пушкин…
Дуэль: двойное предательство Онегина
Онегин: Вообще дуэли — штука красивая. По-рыцарски, по-гусарски, ценой жизни спасти честь дамы. Сейчас трудно представить. Красиво, но безумно.
Татьяна: Нет, я пацифист. Предпочитаю решение проблем путем общения и достижения договоренностей. Мне не близко, когда людям можно причинить физическую или психологическую боль.
Ольга: Сам факт дуэли был для Ленского двойным предательством. Он не только любил Ольгу, он и Онегина высоко ставил в качестве друга. А не будь Евгений в статусе друга, то и до дуэли дело не дошло б…
Татьяна: Онегин знал, что этот путь неправильный, но его упрямство, боязнь выглядеть не столько обесчещенным, сколько глупым, повели его до конца.
Ольга: Ленский бодрствовал ночью, мучился, страдал, а Онегин все проспал и взял в секунданты слугу, что есть полное пренебрежение к «другу». Подумаешь, какой-то пустяк.
Татьяна: Эта дуэль — потусторонняя реальность, неконтролируемые разумом ходы. А почему они не боялись перед дуэлью... они до конца не верили в реальность происходящего. Каждый в душе рассчитывал на здравый смысл — свой и «друга».
Татьяна: Онегин выстрелил первым... мне кажется, у него сдали нервы. Понял, что Ленский настроен серьезно, и Онегин все-таки струсил.
Ольга: Это не нервы — Онегин был опытным дуэлянтом. Это просто было убийство. Он знал, что надо стрелять первым. О примирении и речи не шло: мнение общества для Онегина было важнее, чем жизнь человека.
Ленский: У Онегина вообще нет чувства вины, он хладнокровно первым жмет на курок. А у Ленского чувство вины по отношению к Евгению есть, он сомневается: как же так, я, поэт, творец, и выстрелю в человека, в друга? Думается, мой герой был запрограммирован на то, чтобы погибнуть. Не сейчас, так в другой момент. Сбой бы все равно произошел. Столкновение с реальной жизнью, весьма прозаической, не могло привести его — романтика — к иному результату…
■ ■ ■
Ольга: Этот роман побуждает к тому, что нужно заниматься воспитанием детей. И заниматься этим должны родители, а не деревенские няни, французы и кто попало.