— К сожалению, — с некоторой горечью продолжает народный артист Ляпидевский, — в иных театрах не чтут чистоту жанра, делают упрощенные куклы, где зрителю становится видна трость... а трость должна быть спрятана! Да и артист должен быть в тени. Куклой — по науке — управляют два человека. Один — основной, кто ведет образ, играет, озвучивает. Второй — помощник, подхватывающий движения... Отсюда — две трости. А не как иной раз — все сводят лишь к куколке, надетой на руку… Это не то.
В этот момент девушка из мастерских впопыхах отбирает у нас харизматичного Конферансье: надо грудку ему подпудрить, а то какое-то пятнышко на белом смокинге, непорядок. Уж скоро в автобус садиться…
— Ох, лишь бы не было дождя! — возводит взгляд к небу директор театра Ирина Корчевникова.
— А в этой идее, — спрашиваю, — давать концерты по Москве, так сказать, контактируя живьем с публикой, — вы пионеры?
— В 2001 году был пеший поход, в 2008-м поехали на легковых машинах. На автобусах — впервые. Хороший способ напомнить еще раз о себе. Причем с нами, взяв свою куклу, отправится и наш дорогой гость — артист-кукольник Энрике Ланц: его спектакль «Душа народа» открывает фестиваль, уже восьмой, кстати…
Что любопытно — на него съезжаются все лучшие театры мира, но наша региональная программа представлена не будет. А не будет потому, что в следующем году театр Образцова проведет отдельный самостоятельный форум кукольных театров России, ведь они — кладезь традиций, которые так трудно нынче сохранять.
— Кстати, о традициях, — указывает на кукол из «Концерта» г-н Ляпидевский. — Вообще куклы, конечно, прочные, но за все время существования юбилейного спектакля их меняли три раза. Первый «выпуск» практически весь помещен в музей… Сами смотрите: головка из папье-маше — надо очень аккуратно обращаться. Вот тут — гопит… Знаете, что такое гопит? Это опора, основа управления куклой: тут трость, коромысло, рычажки, шарик… Конечно, чтобы управлять всем этим, нужна выучка, тренинг. Сегодня, увы, большой дефицит настоящих мастеров-кукольников — все по жизни упрощается. Но в куклах важна каждая деталь, каждый нюанс…
До марафона театр решил показать свою премьеру — «Дон-Кихота» в постановке Екатерины Образцовой:
— Прошу заметить, — комментирует она, — что куклы мы берем не «знаковые», а очень подробные. Изготовлены в наших мастерских, а вот автором их выступил народный художник Сергей Алимов. Конечно, в спектакль мы брали лишь определенный срез, нам интересный, потому как пересказать эти два тома целиком просто невозможно…
Уже зазвучала испанская музыка — живая гитара, барабан, абсолютное погружение в Сервантеса, впрочем, не без современных ходов.
— Нам важно донести до публики, — говорит режиссер Борис Константинов, — что кукольное искусство — это не примитивный, только лишь детский жанр. Наше искусство всегда было искусством для взрослых. Взять хотя бы знаменитую образцовскую «Волшебную лампу Аладдина» 1937 года — представляете себе это время… А у нас кукла сидела в клетке и говорила: «Я ничего не боюсь!» Понятно, как люди это воспринимали… Собственно, «взрослая» история Образцова с того и пошла: сначала в зале сидели лишь дети, потом стали появляться взрослые, а потом и вовсе появились исключительно зрелые работы — как, скажем, у нас идет «Женитьба Фигаро»…
Что до фестиваля в целом, то продлится он почти месяц, и на него приезжают театры из Польши, Испании, Италии, Германии, Венгрии, Болгарии, Индии и Китая. Считается очень важным демонстрировать зрителю именно «большую кукольную форму» — полновесные спектакли на два-три часа, демонстрируемые в зале на 500 мест… В этом формате спектаклей-шоу как раз преуспели Индия и Китай, где кукольных театров видимо-невидимо.
Итак — в добрый путь!