Современные художники заселили «Фабрику» мышами

Актуальное искусство ищет новые формы и находит их

Если хочется узнать, что творят художники, которым слегка за 35 (они уже не юные и не попадают в рамки всяческих молодежных биеннале, премий, выставок, но и тягаться с арт-мэтрами им еще рано), — вам определенно в центр творческих индустрий «Фабрика». Вчера здесь открылся выставочный сезон, сразу шестью проектами, причем каждый из них — на стыке искусств.

Актуальное искусство ищет новые формы и находит их
Фото: предоставлено пресс-службой центра

На «Фабрике» уживаются художники, дизайнеры, режиссеры, танцоры, музыканты, мультипликаторы и все еще работающее производство технических бумаг (фабрика «Октябрь», существующая в Переведеновском переулке аж с 1930 года). Так что можете представить, почему местная атмосфера напоминает творческий бардак в полуразрушенных помещениях. Но, как показывает практика последних мировых биеннале, именно в таких фактурных условиях художник раскрывается на полную катушку, не боясь своими обескураживающими экспериментами замарать люксовое пространство.

Убеждаешься в этом, глядя на инсталляцию «Вчера приснились мне зарницы» Марины Фоменко. Она заселила мастерскую, где кирпичные стены местами обваливаются, стаями компьютерных мышей. Они здесь висят на балках, лежат в дырах, размножаются. Автор проекта хотела «создать ощущение опасности от увеличивающегося в нашей жизни электронного мусора. Компьютерные мыши размножаются так же стремительно, как и грызуны, видеосражения которых усугубляет ощущение опасности». Кстати, инсталляция — интерактивная: любой может принести и запустить в нее компьютерных мышей.

Марина Фоменко — участница «Фабричных мастерских», запущенных центром, чтобы помочь художникам зрелого возраста. У них и конкурс свой есть, жюри (критики, искусствоведы, кураторы, в том числе Елена Куприна-Ляхович) которого выбрало трех победителей. Среди них — Александр Баталов с проектом «Сувенирная лавка From Russia to Rossia» на тему символов нашей страны, но не брендов типа матрешки, хохломы, водки. Здесь всё для интеллектуалов: ноты балета «Лебединое озеро», витиеватые «аз» и «ять» из «Слова о полку Игореве», вышедшие из употребления, изображение Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной, топор, намекающий на мучительные вопросы героя Достоевского...

В соседнем зале у Павла Гришина, где он представил мультимедийную инсталляцию «Гибель во льдах», тоже все непросто. На фоне льдин громоздятся панельные баррикады, а на них — экраны с абстрактными видео багровых тонов. Звучит коммунистическая музыка. Все это, как уверен автор, отсылает к советской утопии. Но без пояснительной записки при входе в комнату сам зритель не догадается о замыслах художника.

Наконец, третьим победителем стал Алексей Румянцев с «Реконструкцией 4.0». Она представляет собой строительные леса, которые протянулись по фабрике вдоль и поперек, захватив при этом три ее этажа. Конструкция из лесов изломлена и лишена стандартного вида, напоминает змея, пожирающего все на своем пути. И отсылает к мыслям о происходящих в Москве изменениях из-за зашкаливающего градостроительства.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27205 от 16 сентября 2016

Заголовок в газете: «Фабрику» заселили мыши

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру