Белохвостикова пришла в труппу Джигарханяна
Чего же ждал Армен Борисович так долго? Малую сцену своего театра в районе метро «Спортивная». Наконец ее построили, и любимец публики выглядел абсолютно счастливым новоселом. Еще бы, с этим местом у него связаны особые эмоции — в 1996 году здесь, на Кооперативной улице, и начинался театр Армена Джигарханяна. Именно сюда из ВГИКа 20 лет назад он привел своих выпускников. Здесь репетировали первые спектакли, вкусили первый успех, потом был переезд на Ломоносовский проспект в бывший кинотеатр «Прогресс», где находится Основная сцена. И вот наконец появилась Малая. Она занимает подвал и целых 2 этажа в 3-этажном здании.
— Где и что у вас теперь будет происходить в новом доме? — спрашиваем Армена Борисовича.
— На нижнем у нас располагаются теперь гримерные, на первом — зрительный зал, в нем 92 места. А на втором — пошивочный цех, 2 репетиционные комнаты и мой кабинет, а также кабинеты режиссеров и студия звукозаписи. Здесь свои моноспектакли будут играть артисты нашего театра, а также студии режиссера и педагога Щуки Павла Любимцева.
— Армен Борисович, а вы сами что-то думаете сыграть в новом сезоне?
— Говорить не буду пока. Мне важно, чтобы на Основной сцене вышел спектакль «Трамвай «Желание», пьесу репетирует Сергей Виноградов. А там посмотрим.
Надо сказать, что здание на Кооперативной не функционировало с 2002-го, вот тогда театр и переехал на Ломоносовский. А репетировать продолжали на Кооперативной. Вообще Армен Борисович придает этому месту особое значение — ведь совсем недалеко находится Новодевичий монастырь. Важность момента происходящего подчеркивало и присутствие на открытии Малой сцены главы Департамента культуры Александра Кибовского. А вот появление актрисы Натальи Белохвостиковой сначала несколько удивило, но потом выяснилось, что эта замечательная актриса и тоже выпускница ГИТИСа принята в труппу театра Джигарханяна.
Елена Яковлева — Евгению Писареву: «Давайте сначала поцелуемся, а потом поженимся»
А в это время на Тверском бульваре в Пушкинском театре, в роскошном Пушкинском же фойе, имеющем весьма плачевный вид (многолетние подтеки на потолке и трещины), собралась труппа на открытие сезона. Театр Евгения Писарева все громче и настойчивее заставляет говорить о себе профессионалов и публику.
Худрук озвучил планы на сезон, который пройдет под знаком трагикомедий. За трагедию ответит питерский режиссер Юрий Бутусов, который три года назад выпустил в Пушкинском достаточно громкий спектакль «Добрый человек из Сезуана» Брехта. Он намерен продолжить изыскания на территории брехтовской драматургии, для чего берет его первую пьесу, «Барабаны в ночи», сложную, трагическую. В главной роли выступит Александра Урсуляк. Баланс в восприятии мира восстановит Евгений Писарев, который в январе готовится выпустить английскую комедию «Сенная лихорадка» 1925 года рождения. Она взята специально для Веры Алентовой — актриса в новом году отметит юбилей.
— Это комедия на вечную тему, которую можно сформулировать так: «Из театра можно уйти, но навсегда уйти из него невозможно», — рассказывает о предстоящей работе Евгений Писарев. — В ней в свое время играли великие актрисы. Ну и для меня важно то, что за пять лет в Пушкинском я ни разу не работал с Верой Валентиновной, что, думаю, неправильно. И еще одна комедия, которая встанет в весеннюю афишу, — «Музыка небес!» американского драматурга Кена Людвига. Это как бы продолжение хита театра «Одолжите тенора», идущего на одних аншлагах вот уже 12 лет.
И тут Писарев преподносит сюрприз. На главную роль он пригласил замечательную Елену Яковлеву, которая несколько лет назад покинула «Современник».
— Я пригласил ее в свой театр.
— В труппу?
— Нет, пока на спектакль. Когда мы вели переговоры, Елена сказала мне: «Давайте сначала поцелуемся, а потом поженимся». Так что бросаем пробный шар. Партнером Яковлевой будет Игорь Бочкин.
Молодой режиссер Алексей Франдетти, который теперь у нас главный по мюзиклам, начнет работать над «Казановой». Музыку к нему специально для Пушкинского написал латышский композитор Карлис Лацис, о котором говорят, что он — новый Раймонд Паулс.
И у нас продолжается невероятное количество гастролей — пластический спектакль «Материнское поле» едет в Шанхай, «Мера за меру» — в Австралию, «Женитьба Фигаро» — в Германию. Не говоря про российские города, куда театр отправится в рамках программы «Большие гастроли».
— Я слышала от некоторых худруков и директоров, что гастроли при всех плюсах финансово не очень выгодны театрам, которые имеют аншлаговые спектакли в Москве. Здесь цены на билеты выше, и, значит, они больше зарабатывают.
— Отлично помню свой первый приход в театр. Первый вопрос, который я услышал на собрании: «В конце концов, мы когда-нибудь поедем на гастроли?» Сейчас такое счастье вырваться, и я считаю, что, пока зовут, пока нас хотят, надо ездить.
— 25 декабря — день рождения Камерного театра, из которого вырос Пушкинский. Как продвигаются дела с мемориальной доской основателям — Александру Таирову и Алисе Коонен? Когда-нибудь это случится? А что с реконструкцией театра? На Пушкинское фойе больно смотреть.
— Доска… тут оказалось все сложно. С одной стороны, нам разрешили, но сказали, что это должна быть только информационная табличка, мол, здесь находился Камерный театр. Но какой, скажи, смысл вешать еще одну — только металлическую. Я хочу, чтобы это была мемориальная доска, и не только театру, а Таирову с Коонен, которые 35 лет проработали здесь. Но все-таки надеюсь, что к 25 декабря что-то получится.
Удивительно, что в процессе борьбы за памятную доску так много нашлось архитекторов, архитектурных бюро, которые готовы совершенно бесплатно сделать нам проект. Мы бы не стали тогда просить денег у Департамента культуры, но, видимо, у этого театра всегда было все не просто и... долго. И так остается даже теперь — и с разрешением на установку памятной доски, и с нашим уникальным Пушкинским фойе.
В Сатире разольется «Море» для Федора Добронравова
В это же время свой 93-й театральный сезон открывал Московский академический театр сатиры. Худрук театра Александр Ширвиндт также рассказал о ближайших планах на сезон. Первой премьерой театра станет «…И МОРЕ». Это такая своеобразная игра по мотивам произведений Эрнеста Хемингуэя в исполнении Федора Добронравова. Дата и место премьеры обозначены — 15 октября, сцена «Чердак сатиры». Режиссер — Александр Назаров.
А через месяц на Основной сцене грянет комедия — «Никогда не поздно» американского драматурга Сэма Бобрика в постановке самого Александра Ширвиндта. В главных ролях — Юрий Васильев и Алена Яковлева. И еще одна комедия, и также на Основной сцене — «Двенадцатая ночь» Шекспира в постановке Павла Сафонова.