Уфа - город-миллионик, где работают 7 театров и который может похвастаться несколькими громкими именами. Здесь родился великий художники Нестеров и в музее, который, естественно, носит его имя, самая большая коллекция произведений художника (завещал как свои работы, так и личную коллекцию). Отсюда родом Рудольф Нуреев, который в 1961-м году стал первым в СССР артистом-невозвращенцем, за что на много лет стал персоной нон-грата. Он получил разрешение въехать в страну лишь на 72 часа, чтобы проститься с умирающей матерью. Наконец здесь родился Сергей Довлатов и на фасаде дома 56 по улице Гоголя установлена памятная доска. Правда его 75-летие 3 сентября, прошло в городе как-то тихо. Очевидно, все внимание публики забрал московский театр. Билеты, несмотря на то, что цены на "Онегина" на лучшие места доходили до 4 тысяч (в Москве они же - по 8 тысяч) раскупили мгновенно, интерес местной прессы и первых лиц региона.
"Евгения Онегина" посетили глава Рустам Хамитов, министр культуры Амина Шафикова. И вместе с публикой они в едином порыве встали в финале на поклонах и долго бисировали, очевидно, чувствуя свою причастность к успеху: местный Минкульт выложил более полутора миллионов на дополнительное оборудование для московских спектаклей, которого нет даже в таком театре как Русская драма - большом, с мраморно-гранитным фойе и очень чистом. Глава государства воодушевлен и обещает придти на "Анну Каренину" - танцевальную драму в постановке Анжелики Холиной, в которой занят Евгений Князев и молодежный состав труппы.
Однако гастроли Вахтанговского - повод поговорить не только о работе первоклассной труппы, не только о новой сильной генерации вахтанговцев (Артур Иванов, Евгения Крегжде, Василий Симонов, Ольга Лерман), но и вообще о системе государственных гастролей, которая рухнула после перестройки и теперь возрождается. Пока идёт спектакль мы за кулисами под пушкинский стих, говорим с Антоном Прохоровым, генеральным директором федерального Центра Министерства культуры по поддержке гастрольной деятельности. Центр создан в 2014-м году.
- Антон, в СССР была отлично отлажена система гастролей - театры колесили по стране с культурной миссией, публика была в курсе культурных событий страны. Но "машину" зачем-то сломали, а теперь реанимируют. На каких принципах она работает?
- Это не реконструкция хотя бы потому, что никто из наших сотрудников в силу своей молодости ту систему уже не застал. Что-то мы берём из прежнего опыта в том виде в каком он до нас дошёл от старших коллег., но идея остаётся той же. Понятно, что не хватает ресурсов финансовых и человеческих, чтобы сделать все как в советское время. Но это и невозможно, хотя бы потому, что в советское время были почти бесплатные гостиницы, не было проблем с билетами. А сейчас все на коммерческих условиях: авиабилеты для театров по той же стоимости, по какой они есть в продаже, гостиницы хотя и дают скидки, но все равно не дёшевы.
- Но разве нельзя взять из прошлого лучшее? Например, у Минкульта в Аэрофлоте всегда были скидки. Министерство разве не может заключить взаимовыгодный договор с авиакомпанией? Всем же только будет польза.
- Тут есть проблемы: с одной стороны, Аэрофлот не может давать нужное количество билетов на рейсы (а мы отправляем по 40, 50 и больше человек), а с другой , мы все ограничены 44-м Федеральным законом, который обязует нас расходовать бюджетные деньги только на основе конкурса, поэтому напрямую с Аэрофлотом заключить договор мы не можем.
- Как технически оснащены площадки, куда приезжают столичные театры? Готовы ли они принимать спектакли, которые в театрах идут при новейшем световом и звуковом оборудовании? Или все надо тащить с собой?
- Площадок, оборудованных под приём спектаклей практически нет. Такие как ТЮЗ в Екатеринбурге, оснащённые по последнему слову, скорее, исключение, чем правило, поэтому приходится везти с собой очень много. Так для обеспечения гастролей Вахтанговского в Уфе расходы на аренду оборудования составили более полутора миллионов рублей. И чем дальше населенный пункт от Москвы, тем дороже обходится аренда. Но проблема ещё и в том, что в ином регионе не найти нужного оборудования. Тем не менее все равно мы настаиваем на том, чтобы спектакли шли в том виде в каком их придумал режиссёр, какими их видят в Москве и Санкт-Петербурге.
- Культуртрегерская миссия агенства понятна - в крупные и, что особенно ценно, в небольшие города едут лучшие театры со своими лучшими работами, тем не менее экономические условия российской столицы и регионов - даже не ловко сравнивать: возможности явно не равны. Сами то регионы заинтересованы в больших гастролях? Насколько театрам, которым самим не просто жить, экономически выгодно принимать большие гастроли?
- В подавляющей своей части регионы заинтересованы: с теми, с кем мы работаем не в первый раз, уже проще найти общий язык. А вот те, кто принимает большие театры в первый раз не всегда понимают зачем это, не видят конечного результата. Более того, внутри самих провинциальных театров я порой сталкивался с таким мнением: ":Зачем нам это? Приедут гастролеры, уведут нашего зрителя и к нам ходить не будут". Но так говорят те, кто не уверен в своих силах. В случае с Уфой Министерство культуры Башкортостана взяло на себя оплату аренды дорогостоящего технического райдера - на сумму более полутора миллиона. Но гастроли все-таки меняют ситуацию и отношение властей к местному театру. После спектаклей директора театров мне говорят, что до нашего приезда их губернатор или зам его и не заглядывали в театре, а вот на московский спектакль пришли и теперь заинтересовался : "А как вы живете? Что происходит".
Однако по мнению профессионалов в гастрольной системе есть серьёзные проблемы. Так, по мнению директора Вахтанговского театра Кирилла Крока главная из них - это перекладывание финансовой ответственности с федерального бюджета на плечи местных театров.
- Проект "Большие гастроли" задумывался для 20 крупнейших российских театров и список их не планировалось расширять, - говорит Крок. - Все сметы были подсчитаны таким образом, что расходы по поездкам покрывались за счёт федерального бюджета. А все денежные средства, которые зарабатывал принимающий театр, в нем же и оставались. И при таком условии мы могли бы говорить, что это не только культурная экспансия, обмен опытом, не только подъем культурного уровня региона, но и прямая финансовая инвестиция в конкретный театр, который на месте проводит гастроли. Сейчас же часть расходов возложили на принимающую стороны, поэтому фактически у театров после приездов столичных гастролеров остаётся мизер.
- Но разве это плохо, когда в регионы едет больше театров. И регионы узнают не только раскрученные бренды, но и открывают для себя новые театры.
- Кто же против? Пусть театров будет больше, как и регионов, куда они едут, но тогда нужно из бюджета добавлять денег. Иначе, если бюджет, рассчитанный на двадцать театров, в действительности тратится на тридцать, благородная идея - успешные театры помогают своим братьям меньшим в провинции - не работает. Мы же не только сыграли, а нам похлопали, но у людей ещё остались деньги, на которые они смогут выпустить новый спектакль или закупить себе технику.
Параллельно с Вахтанговцами, работающими в Уфе, лучшие спектакли РАМТа поехали в Хабаровск, Бирабиджан и в Комсомольск на Амуре. В путь готовятся отправиться Сатирикон, Пушкинский и Малый. По словам Антона Прохорова, несмотря на проблемы география гастролей постоянно расширяется и к концу года Центр гастрольной деятельности охватит театральным процессом 45-48 регионов, где планирует показать 240 спектаклей, но по факту их будет 280.
Уфа.