Официально Ермоловский откроется 1 октября, а три премьеры грянут только в ноябре и декабре, причем две из них — на Большой сцене. Во-первых, это шекспировский «Макбет» в постановке Алексея Размахова и Филиппа Виноградова, где в роли кровавого героя выйдет сам Меньшиков. Еще предъявят «Утиную охоту» Вампилова в режиссуре Евгения Марчелли. Ему в этом сезоне придется разрываться между Ермоловским и МХТ, где у него тоже запланирована премьера.
Малую сцену на «растерзание» отдают Алексею Левинскому, который в прошлом году поставил здесь спектакль с парадоксальным юмором «Театр Козьмы Пруткова». Сейчас он снова берется за Кафку и его незаконченный философский «Процесс». В общем, список премьер ничего жизнерадостного не предвещает…
— Зато вторая половина сезона будет повеселее, — успокаивает Меньшиков. — Задумываюсь о высокой комедии — сегодня таких не хватает. На разных сценах вижу в основном заигрывание со зрителем и игру ниже пояса, но хорошей комедией это не назовешь.
— Олег Евгеньевич, за классику возьметесь?
— Не обязательно. Много хороших произведений у современных авторов — просто читают одних и тех же. А у них действительно немного достойных пьес. Искать надо лучше…
— И как вы ищете?
— Читаю, часто молодые авторы приходят к нам сами. Пока то, что мне хочется, никто не написал. И вообще далеко не все, что идет на нашей сцене, мне нравится. Но работа художественного руководителя — это не навязывание своих вкусов, а попытка быть объективным и стремление найти то, что хочет зритель.
— То есть не ориентироваться на свой вкус?
— Да! Бывает так, что спектакли, которые, по моему мнению, должны были принять сдержанно, вызывали восторг, и наоборот. Я не даю советов режиссерам, вообще никак не вмешиваюсь в их работу, это вам кто угодно подтвердит.
— Исключений не было?
— Только когда я понимал, что мой совет их спасет. Но пару раз пришлось запретить выпуск уже готовых спектаклей, хотя это идет вразрез с моими представлениями.
…Особое событие для ермоловцев — гастроли. В ноябре они везут «Гамлета» в Екатеринбург, а потом «1900» — в США и Канаду.
— Еще есть радостная новость для нашей молодежи: в театре со стороны Никитского переулка скоро откроется общежитие.
* * *
В это время Марк Розовский с отличным настроением тоже запускает сезон в своем театре:
— 10 сентября едем в Ясную Поляну: в рамках I театрального фестиваля имени Льва Толстого на открытом воздухе сыграем «Анну Каренину» с набоковским комментарием. А в конце сентября повезем «Историю лошади» на Щепкинский фестиваль, в замечательный Белгород — там, слава богу, еще жалуют русскую классику. В октябре сыграем шлягерную премьеру отца и сына Куни — «Братишки». Москва впервые увидит эту блестящую комедию положений. И наконец, до Нового года намечено выпустить фантазию по рассказу Шукшина «… и Цирк» и мюзикл «О, милый друг» с музыкой Виктора Лебедева.
Вторая половина сезона у театра уйдет на постановку «Капитанской дочки». Прежде всего она будет ориентирована на молодежь — впрочем, как и новая редакция «Ромео и Джульетты».
На Старой сцене выйдут «Крик лангусты» и «Стеклянный зверинец» — в жанре того самого психологического театра, без которого Розовский жить не может.