По словам отборщика Венецианского кинофестиваля Петра Шепотинника, решение относительно участия «Сталкера» и «Рая» было сделано моментально. Россия в четвертый раз представляет картины в «Венецианской классике», существующей с 2012 года. Прежде в ней участвовали ленты «Мой друг Иван Лапшин», «Я шагаю по Москве» и «Александр Невский». Состоит она из шедевров прежних лет, а оценивает их студенческое жюри. В этом году исполняется 30 лет со дня смерти Андрея Тарковского, поэтому ни у кого не возникло вопросов, почему именно «Сталкер» поедет в Венецию. Соревноваться ему предстоит с фильмами «Манхэттен» Вуди Аллена, «Семь самураев» Акиры Куросавы, «Деньги» Робера Брессона и другими картинами. Италия представит в дни фестиваля отреставрированные «Очи черные» Никиты Михалкова с Марчелло Мастроянни, снятые в 1987-м совместными усилиями СССР и Италии.
«Сталкера» Тарковский снял в 1979 году на киностудии «Мосфильм», по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Теперь фильм отреставрирован на том же «Мосфильме». Гендиректор киностудии Карен Шахназаров рассказывает:
— Наши специалисты уже отреставрировали «Зеркало», «Солярис», «Андрея Рублева», все картины Тарковского, правообладателями которых мы являемся, за исключением «Иванова детства». Делается это во имя сохранения фильмов для будущих поколений. Реставрация — трудоемкий и дорогостоящий процесс, не надо путать его с оцифровкой. Покадровая реставрация «Ивана Грозного» Эйзенштейна заняла полгода. Делаем мы это за свой счет. Государство нам денег не дает. «Иван Грозный» обошелся в 80 тыс. долларов. «Сталкер» — дешевле, поскольку это картина более позднего времени. Ее реставрация стоила около 40 тыс. долларов.
Нельзя сказать, что реставрация старых картин — большой бизнес: всего на «Мосфильме» отреставрировано порядка 70 картин. «Иван Грозный» выглядит лучше, чем тогда, когда его снимал Эйзенштейн. Реставрация придает современность старым картинам. Когда мы сделали «Андрея Рублева», оператор Вадим Юсов сказал: «У вас такое изображение, о котором мы только мечтали, но не смогли добиться». В Европе отреставрированные картины выходят в прокат. Наши прокатчики пока не проявляют к ним интереса. Главные телеканалы, кроме «Культуры», и все коммерческие даже бесплатно не берут у нас Тарковского…
— Почему не удалось отреставрировать «Иваново детство», когда-то премированное Венецианским фестивалем?
— Фильм снят на самую горючеопасную пленку. И хотя права на него принадлежат «Мосфильму», все исходные материалы находятся в Госфильмофонде, в Белых Столбах. Новую копию нужно делать с негатива, а для этого — перевести фильм в цифру, потом уже почистить каждый кадр… На «Мосфильме» можно сканировать фильм, но нам не могут его выдать, поскольку он снят на особо чувствительную пленку, которая может разрушиться. С фильмом «Иваново детство» могут работать только в Госфильмофонде, но там проблемы со сканированием.
3 сентября в программе «Дни Венеции» покажут французскую картину «Полина». Ее события происходят в 90-е годы в Москве. 8-летняя Полина мечтает стать балериной и танцевать в Большом театре. Она занимается в престижной школе у профессора Божинского, которого играет Алексей Гуськов. В 18 лет Полина встретит французского танцовщика, который откроет ей мир современного танца, и это изменит ее жизнь навсегда.
Вот что рассказал «МК» Алексей Гуськов:
— «Полину» снял мирового уровня хореограф Анджелен Прельжокаж, руководитель своего театра и школы в Провансе, вместе со своей женой Валери Мюлле. В основе картины — французский комикс, который знают в каждой французской семье и девочки, и бабушки. Главную роль сыграла выпускница Вагановского училища Анастасия Шевцова. Первый сезон она работает в Мариинском театре. Я сыграл первого учителя Полины — опального танцовщика Божинского, своего рода воплощение Барышникова или Годунова, искавшего новые формы в период застоя. Его изгнали из Большого театра, и теперь он обучает талантливых детей в частной школе. В картине снималась французская актриса Жюльет Бинош.