Нынешний год объявлен Годом российского кино. Вот и решили отметить профессиональный праздник кинематографистов с русским размахом. На Новом Арбате разместился уголок «Ералаша», где прохожие могли посмотреть фильмы из популярного киножурнала, а заодно и попрыгать. И по всему городу происходило нечто подобное.
Героем дня стал Денис Мацуев. В 16 часов он представлял вместе с Валерием Гергиевым документальный фильм «Прокофьев: во время пути» Анны Матисон. А в 19 часов уже сидел за роялем перед Большим театром. С Российским национальным оркестром Денис Мацуев исполнил выдающиеся произведения советских и российских композиторов, написанные для кино.
Предполагалось, что поприветствует собравшихся Дмитрий Медведев, но он так и не появился. С кратким словом выступил министр культуры Владимир Мединский, выглядевший так, как будто случайно заглянул на огонек. Зрители пытались своими криками, правда, робкими, привлечь его внимание, а потом затихли, когда на экране пошли первые кадры. Начитавшись газет, люди были уверены в том, что их ждут на Театральной площади с распростертыми объятиями. Кто-то приехал из Подмосковья. Не так уж много людей собралось в тот вечер послушать под открытым небом концерт в честь Дня кино. Но и из них попали в партер единицы. Пожилые женщины рассказывали охранникам о своих болезнях, пеняли на несправедливость жизни. Ничего не помогло. Металась молодая женщина, чудом прорвавшаяся к рядам стульев с маленьким сыном. Ее дочка осталась по другую сторону ограждения. По внутренней связи раздалась команда: «Смотрите, чтобы никто не прыгнул через заграждение. Толпа стоит». Казалось, что в какой-то момент люди возьмут Большой театр штурмом.
От лица рассказчика выступал Евгений Миронов. Прекрасно и без пафоса он прочитал небольшую лекцию об этапах пути отечественного кино, перечисляя лучших наших актеров, с особой интонацией произнес имя своего учителя Олега Табакова. Когда зазвучала грандиозная музыка Прокофьева к фильму «Александр Невский», Исаака Дунаевского к «Детям капитана Гранта», Арама Хачатуряна из «Маскарада» Сергея Герасимова, премьера которого была назначена на 22 июня 1941 года, аж дух захватило. В кино была великая эпоха. Думая о том, как проиллюстрировать кино 90‑х, Денис Мацуев решил обратиться к музыке Прокофьева. В ее сопровождении и прошли фрагменты фильмов «Брат», «Страна глухих», «Маленькая Вера».
Нынешний год объявлен еще и Годом Прокофьева. На премьеру фильма Анны Матисон «Прокофьев: во время пути» (она проходила в одном из кинотеатров города) пришли Валерий Гергиев и Денис Мацуев, принимавшие участие в его создании. Перед показом в исполнении хора им. А.В.Свешникова прозвучали сочинения Прокофьева, написанные к фильмам Эйзенштейна. Проходило все в фойе под грохот из соседнего зала, где шел блокбастер. Хор продолжал петь и тогда, когда по громкой связи повторялось объявление о начале сеанса. Зрители ринулись в зал, фойе опустело, и хор своим числом превысил количество слушателей. Человек в костюме показал руководителю хора Евгению Волкову руки крестом: мол, завязывай. С коллегами мы поблагодарили Евгения за прекрасный концерт, проходивший в экстремальных обстоятельствах. А в ответ услышали: «Да что вы, это же кинотеатр».
Картину о Прокофьеве предваряют титры: «Принципы духовного состояния во время пути». По словам Анны Матисон, это своеобразный дневник Пасхального фестиваля, в который вплетены дневники Прокофьева. Вел он их на протяжении 30 лет, и последние его строки — о том, что опять пришлось ухудшать инструментовку «Сказа о каменном цветке». Названный формалистом и антисоветчиком, композитор в конце жизни вернулся в страну большевиков, сделав ход, который не сделал никто, как скажет Гергиев. И умер в один день со Сталиным. Гергиев отвел ему место в первой десятке композиторов, которых можно распознать по началу мелодии. Выступал он темпераментно: «Был фильм «Бетховен», где шла речь о судьбе животного. А у нас появился фильм, где вместо собачки — Сергей Сергеевич Прокофьев». Проехав с оркестром Мариинского театра за 24 дня 11 городов и исполняя там Прокофьева, Гергиев предсказывает этому гению мощный ход вперед. Этот путь по городам и весям и запечатлела Анна Матисон. На экране — Константин Хабенский в облике некоего Марка, который намеревается купить дачу Прокофьева. А пока он сидит на веранде и перелистывает страницы его дневника. За спиной появляется Прокофьев в исполнении все того же Хабенского. Но главным героем фильма стал все-таки Валерий Гергиев.
Сразу после показа была прочитана лекция режиссером Алексеем Мизгиревым и продюсером Александром Роднянским. Мировая премьера их фильма «Дуэлянт» состоится на фестивале в Торонто в сентябре. А пока его создатели рассказали о том, как шла работа, показали фрагменты картины, поговорили об авторском кино, представители которого все чаще смотрят в сторону жанрового и зрительского кино. Вот только Алексею Мизгиреву не бывать на своей премьере. 26 августа посольство Канады отказало ему в выдаче визы, поскольку нет уверенности в том, что по окончании временного визита он покинет Канаду.