Фанни Фельдман – известная зрителям как Фаина Раневская – фигура удивительная. Ее фразы разошлись на цитаты, а эпизодические роли в кино сделали ее кумиром всех поколений. В качестве псевдонима она выбрала фамилию героини пьесы «Вишнёвый сад» и это принесло ей удачу. Знаменитая ироничность по отношению к себе и другим в Раневской сочеталась с поистине возвышенным состоянием души и способностью сострадать ближнему. На выставке в Театральном музее им. А.А. Бахрушина попытались показать не только Раневскую как актрису, но и как человека и личность. Здесь можно будет проследить театральный путь Фаины Раневской длиною более чем в 65 лет, а также посмотреть архивные фотографии из ее жизни.
- Тематически выставка выстроена вокруг двух разделов, - рассказывает Людмила Шемракова. – Первый посвящен непосредственно самой Фаине Георгиевне, образам, сыгранным ею в театре и кино: это целая галерея от 1916 до 1984 года. Установленные и неустановленные роли, портреты крупным планом, чтобы зритель увидел, какой она может быть разной, какой она может быть интересной – в самых разных обличиях, образах, амплуа. Есть нигде не публиковавшиеся фотографии, где она в жизни, начиная с тех, где она совсем молоденькая, уникальные кадры, где она с подругой, с братом – самое начало XX века.
- Что еще помимо фотографий будет представлено на выставке?
- Еще будет небольшая подборка графических работ известных наших художников: Игина, Румнева, Виноградова – шаржи и портреты. Среди них есть и дружеский шарж Эйзенштейна, это все добавляет дополнительные краски к образу Фаины Георгиевны. Ведь это только кажется, что мы знаем о ней все. Свою личную жизнь она оберегала очень тщательно. На выставке мы не поднимаем ни в коем случае завесу над этой тайной ее жизни, но наша подборка сможет помочь заинтересованному зрителю понять, какой личностью и человеком она была, увидеть ее немножко другими глазами.
- Будут ли представлены театральные костюмы?
- Нет, костюмов не будет. Зато мы планируем показать на выставке книги из ее библиотеки. Фаина Георгиевна обожала читать, но очень не любила книжные шкафы, поэтому книги лежали у нее везде – она считала, что книги нужны для чтения, а не для хранения. Всего будет представлено около пяти книг – Ахматовой и Берггольц с дарственными надписями, а также книги с пьесами, где Раневская делала пометки. Можно будет посмотреть, как она работала над ролью. Зачастую шутили, что Раневская переписывает пьесы драматургов.
- Как это происходило?
- К примеру, когда она играла роль бабушки в «Деревья умирают стоя» испанского драматурга Алехандро Касона, она переработала пьесу так, что в театре шутили: «Надо в программке написать «перевод в редакции Раневской». Многие драматурги считали ее соавтором пьес, например, Константин Тренев. Известен случай, когда она дописала роль, которой не было. Она тогда снималась в фильме «Дума про казака Голоту», играла эпизодическую роль – она по праву была Королевой эпизода. Так вот в фильме «Дума про казака Голоту» была роль попа. Специально для нее роль переделали под роль попадьи. Или, помните, в фильме «Весна» Григория Александрова она сыграла экономку Маргариту Львовну? Изначально в сценарии был один эпизод, где экономка подает завтрак. Александров сказал Фаине Георгиевне: «Придумайте себе роль». Она воспользовалась этим полностью, и получился фильм, который вряд ли бы прозвучал так, как звучит сейчас, если бы не Раневская.
- Это феноменально – в ее жизни было мало главных ролей, но много эпизодов, которые сделали Раневскую Раневской, достоянием и легендой…
- Да, а помните самый известный образ Раневской – Манька в «Шторме» В. Билль-Белоцерковского? Это была легендарная роль в спектакле – совсем крошечная, но вся публика ходила только на Фаину Георгиевну. И когда этот эпизод кончался, многие уходили со спектакля. Это, конечно, вызывало огромные возмущения режиссера, и он даже сказал ей однажды: «Фаина Георгиевна, мне придется снять вас с роли». «Почему?» - удивилась Раневская. «Потому что все ходят только на вас». «Если так надо, я буду играть хуже», - парировала актриса. У нас есть листы этой роли, распечатанные машинописные, где видно, как она меняет слова, делает пометки, работает над ролью.
- Знаю, что вы планируете в рамках выставки показать некоторые фильмы Раневской. Расскажите об этом поподробнее.
- В рамках выставки мы создадим небольшой кинотеатр, в котором приходящие зрители сами смогут выбрать кино, которое хотели бы посмотреть целиком. В этом кинотеатре мы создадим зону киноплакатов фильмов, где сыграла Раневская. Мосфильм, Киностудия Горького, Ленфильм любезно предоставили нам афиши и фотографии, где она снималась в киноролях, разные архивные материалы. В основном архив Фаины Георгиевны хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, там находятся ее записные книжки, которые цитируются всеми и всюду, и основные фотографии. Очень важную часть этого материала, фотографий и записных книжек, цитат Раневской мы и представляем на выставке. Кроме того половина выставки будет посвящена людям, с которыми работала Раневская, которых любила. Каждый портрет мы хотели подтвердить какими-то документальными свидетельствами: записками, письмами, телеграммами – чтобы возникала некая история, чтобы был понятен уровень их взаимоотношений.
- Известно о «доске почета» в квартире Раневской, куда она прикалывала медицинскими иголками фотографии любимых и уважаемых ею людей. У вас на выставке планируется нечто подобное?
- Была первоначальная мысль воспроизвести интерьер ее квартиры, но мы не стали. Это сложно в музейных условиях. Нет, будут просто фотографии и записные книжки.
-…в которых наряду с едкими записями сквозило одиночество.
- Неудивительно, почему она чувствовала себя такой одинокой в старости, когда ушли все. Когда ты остаешься один, после того, как ты общался с такими людьми лучшую часть своей жизни, когда вокруг тебя были Ахматова, Пастернак, Эйзенштейн, Ромм, Таиров, Алиса Коонен, Рихтер, Михоэлс… Вот это ощущение потери – с ним трудно потом жить. Неспроста последние годы ее жизни в записных книжках рефреном проходят слова «тоска» и «одиночество»… Иногда это очень грустное чтение. Она говорила, что если бы стала писать автобиографию, то это была бы жалобная книга. Наша выставка показывает не жалобную книгу – мы хотим показать жизнь удавшейся, талантливой актрисы, великой личности. У нее был бесценный дар не только игры, но и любви! Об этом говорит стена с теми людьми, с которыми она общалась и которых любила. Если посмотреть на ее жизнь, то она была удивительной – исключительная актерская судьба
- До какого числа будет открыта экспозиция? И какова будет ее судьба по завершении?
- Выставка будет открыта до второго октября. Потом, возможно, она поедет по России – у нас уже есть запросы от нескольких региональных музеев, например, из родного города Раневской – Таганрога.