«МАКБЕТ» (Театр им. Ермоловой). Олег Меньшиков всю жизнь мечтал сыграть в трагедии или комедии Шекспира. И вот, кажется, мечта начинает сбываться. Он репетирует заглавную роль в одноименной пьесе, которую ставит молодой режиссер Алексей Размахов. Сценическая судьба пьесы о жажде власти богатая: первая постановка относится к 1611 году, сыграли в лондонском «Глобусе». В России первый перевод сделан Иваном Тургеневым в 1802 году, но только через 60 лет «Макбет» увидел свет: труппа Малого театра представляла трагедию на сцене Большого. Самая первая экранизация относится к 1908 году, а последняя — к 2015-му.
«Жизнь — это история, рассказанная идиотом, наполненная шумом и яростью и не значащая ничего». История вечная, не утратившая актуальности в ХХI веке, все более обнажающая несовершенство человека. А тому следует бояться своих желаний и их исполнения, считает режиссер-постановщик.
Олег Меньшиков: «Я ни разу в жизни не играл Шекспира. Сколько ни мечтал. Был один эпизод в Щепке (Театральное училище им. Щепкина. — М.Р.), я выходил в студенческом спектакле «Король Лир» в роли гонца. А сейчас, видите, сделал карьеру — сыграю самого Макбета».
Его Макбету, опьяненному властью, судя по всему, неба будет мало и земли. Поэтому сцену Ермоловского глубоко выносят в зал, а зрителей рассаживают по всему пространству — в зале, по бокам, сверху.
«ДЕНЬ ОПРИЧНИКА» («Ленком»). Путь романа Владимира Сорокина (2006 год) на знаменитую ленкомовскую сцену был непрост. Марк Захаров давно подступался к истории о любимом опричнике Ивана Грозного — Малюте Скуратове, но что-то не складывалось, и даже на какое-то время работу пришлось законсервировать. Но в конце концов Мэтр разозлился (на себя, на роман, на действительность?), и вот его «Опричник» уже на выходе. В фокусе — Россия-2027: ксенофобия, коррупция немыслимых размеров, квасной патриотизм, всевластие карательных органов. Более того, режиссер актуализировал «Опричника» другим романом писателя — «Теллурией» (2013 год, где действие также происходит в будущем). Но вот сюрприз (а Захаров без них не может): Малюты Скуратова, в отличие от первоисточника, у Захарова как такового не будет. На его месте — опричник Комяга, которого сыграет Виктор Раков. Персонажей отечественной истории представят Александра Захарова, Антон Шагин, Дмитрий Певцов, Сергей Степанченко, Виктор Вержбицкий, Иван Агапов.
Марк Захаров: «Это такая антиутопия из будущего, но весьма узнаваемая сегодня. Экранов в спектакле не будет, но будут множественные проекции. А финал такой, какой я никогда прежде не делал, сценографический и мизансценический».
«ГРОЗА» (БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург). Сказание о девушке, которая превратилась в птицу. Можно подумать, что речь идет о японской новелле, которая легла в основу нового спектакля Андрея Могучего. Нисколько — речь идет о «Грозе» Александра Островского, главного драматурга русской сцены. Замечу к тому же, что Могучий прежде никогда не ставил этого классика.
Андрей Могучий: «Я начал работать над пьесой и понял, что попал в неведомую для меня страну. Я увидел и открыл для себя не бытописателя Островского, а бытийного человека. Драматурга, владеющего приемами площадного, а также западного театра, его текст имеет удивительную мелодику».
Как дерзкий экспериментатор, Могучий погрузил «Грозу» в среду музыкальной сказки, с сильным влиянием этнографической музыки. Для этого призвал этнографов, которые знают цену русскому фольклору, так точно соединяющему мистику и религиозность в русском человеке. В «Грозе» поют практически все, кроме сил темного царства. Например, партию Бориса исполняет профессиональный баритон. Спектакль художественно оформляет Вера Мартынова, а музыкально — Александр Маноцков. В роли луча света в темном царстве, Катерины, — выпускница ЛГИТМИКа Вика Артюхова, а ее свекровь — символ этого самого царства, Кабаниху, сыграет потрясающая актриса Марина Игнатова, москвичка, в свое время оставившая сцену московского «Ленкома» ради сцены БДТ.
«МАТРОССКАЯ ТИШИНА» («Табакерка», сцена на Сухаревской). Свое новое здание «Табакерка» откроет легендарным спектаклем «Матросская Тишина», который много значит в истории отечественного театра. Пьеса Александра Галича, впервые поставленная в далеком 1957-м молодым «Современником», дошла только до генеральной репетиции — спектакль закрыла советская цензура. Москва так и не увидела блестящих работ Евгения Евстигнеева, Игоря Кваши, Галины Волчек и Олега Табакова. Именно он спустя много лет все-таки выпустил «Матросскую Тишину» в своем подвале. Главную роль, Абрама Шварца, блестяще сыграл Владимир Машков, а его сына Давида — совсем еще юный Саша Марин. Сегодня Марин вместе с Олегом Табаковым переносит спектакль-легенду в новое пространство.
В «Матросской Тишине» ХХI века выступит последний актерский призыв «Табакерки» — выпускники колледжа Табакова. Здесь есть тонкий момент — это как раз то поколение, чьи родители не знают, что такое война. Вопрос: насколько они могут быть убедительны и достоверны, находясь на такой временной дистанции от главного события в жизни нашей Родины?
Александр Марин: «Я думаю, что молодые актеры-стажеры подготовлены к этому спектаклю предыдущими работами. Они уже знают, что происходило в Москве 16 октября 1941 года, когда были хаос, паника и массовое бегство из столицы. Они уже прочли и сыграли историю войны в «Мадонне с цветком» и репрессий — в «В ожидании варваров».
Но сложнее, я полагаю, придется не столько молодым, сколько зрелому артисту Федору Лаврову, приглашенному из МХТ им. Чехова на роль Абрама Шварца: его неизбежно будут сравнивать с Владимиром Машковым.
«ДЕМОКРАТИЯ» (РАМТ) — невероятный шпионский скандал на основе документального материала. Пьеса английского драматурга Майкла Фрейна о шпионском скандале, потрясшем в 70-е годы Западную Европу. В центре скандала тогда оказались канцлер Западной Германии Вилли Брандт и его личный помощник Гюнтер Гийом, который, как выяснилось, много лет работал глазами и ушами Штази — восточногерманской разведки. Историю взлетов и падений в жанре детектива, скрещенного с психологической драмой, готовит худрук РАМТа Алексей Бородин.
Алексей Бородин: «Эта пьеса продолжает для меня разговор о том, что мы разучились слушать, слышать и уважать друг друга. Мы отвыкли вести диалог, и отсюда возникает замкнутый круг одних и тех же проблем».
А теперь внимание: в «Демократии» — ни одной женской роли, только десять разгневанных мужчин. Все роли играют звезды мужского состава театра: Илья Исаев (Вилли Брандт), Петр Красилов (Гюнтер Гийом). Вокруг них — Алексей Веселкин, Алексей Блохин, Алексей Мясников и другие.
«БАРАБАНЫ В НОЧИ» (Театр им. Пушкина). Похоже, питерский режиссер Юрий Бутусов решил продолжить исследование творчества немецкого драматурга Бертольда Брехта и сделать свою брехтовскую дилогию. Ее первая часть — «Добрый человек из Сезуана» — уже имеет большой успех на сцене Пушкинского, вторая — «Барабаны в ночи» — призвана этот успех закрепить. Но следует учесть, что пьеса эта, написанная в 1919 году, менее известна и популярна в мировом театре, чем «Добрый человек». К тому же сам автор, всегда политически активный (даже участвовал в ноябрьской революции 1918 года в Германии), не считал ее удачной. Однако время показало, что абсурд жизни, выписанный Брехтом, как нельзя лучше подходит нашему времени.
В пьесе слышны отзвуки войны (Первой мировой), очевидны приращение семейного капитала за счет войны, а также личная драма героев, ставших ее жертвами. Ставка сделана на тот же актерский состав, что блистает в «Добром человеке», — Александру Урсуляк, Александра Матросова, Веру Воронкову. Будет пришлый — Тимофей Трибунцев из «Сатирикона». Что получится из «Барабанов», предсказать трудно, поскольку в театре все знают, что в процессе работы режиссер Бутусов непредсказуем.
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРИНЯЛ ЖЕНУ ЗА ШЛЯПУ» (Театр им. Маяковского, сцена на Сретенке). О, это удивительная вещь известного американского психолога, нейропсихолога и писателя Оливера Сакса, которая привлекает внимание художников всего мира с момента выхода в свет его исследования. Питер Брук поставил спектакль по этой книге. Майкл Найман написал оперу по этому произведению. Молодой, но уже ярко заявивший о себе Никита Кобелев делает не оперу, но тоже музыкальный спектакль.
Это о людях с феноменальными нарушениями психики, в результате которых они стали известны. Например, история заблудившегося морехода: у человека стерта память, и ему кажется, что он моряк и ему 19 лет. Или женщины, потерявшей собственное тело и представляющей, что существует без оного. Человека, который вышел из кровати, ну и, наконец, мужчины, который принял свою жену за шляпу, — все это не сказки и писательские вымыслы, а реальные случаи из врачебной практики доктора Сакса.
Никита Кобелев: «Я слышал мнения, что мы вступили на опасный путь, когда болезнь или отклонение становятся объектом публичного внимания. Но наши репетиции показали, что кроме интереса к необычному эта книга вызывает и сострадание. Через этих людей мы видим себя и понимаем, что болезнь для многих из них становится спасительным выходом в другое измерение».
Актеры, занятые в этом театральном исследовании, помимо всего будут играть на музыкальных инструментах, часть из которых экзотические, такие как индийская ситара.
«ВИЙ» (Театр на Таганке). «Панночка помЕрла! Панночка помЕрла!..» — под таким грифом живет Таганка последний месяц. Самым мистическим произведением Николая Гоголя театр наконец-то откроет после ремонта большую сцену и очень рассчитывает, что с «Вия» начнется новый отсчет в современной истории легендарного театра после цепи позорных событий последнего пятилетия: ухода из театра Юрия Любимова, скандалов, судов. Молодой режиссер Александр Баркар, приступая к работе, во-первых, отсмотрел пять существующих киноверсий и три спектакля, сделанных по повести Гоголя. Впечатлился только отечественным давним спектаклем Сергея Женовача. А во-вторых, в процессе постиг на себе и своих артистах темную необъяснимую силу Гоголя. И тем не менее режиссер оказался неробкого десятка.
Александр Баркар: «Главная тема нашего спектакля — борьба человека с искушением, с той силой и страстью, которой противостоять, кажется, невозможно. По жанру наш «Вий» близок к рок-опере, где в основе песни известного андеграундщика рок-барда Вени Д’ркина (Александр Литвинов), умершего молодым, которые удивительным образом сошлись с текстами Гоголя».
Как это ни удивительно, молодой режиссер, конструируя на сцене повесть о столкновении человека с нечистью, не соблазнился использованием каких бы то ни было новых технологий, экранов. Его идеал — голый человек на голой сцене, но это не означает, что актеры будут раздеты. Напротив, костюмы (художник Александра Карпейкина) не имеют конкретной эпохи, хотя элементы украинского фольклора присутствуют в одежде главных героев. Их сыграют Филипп Котов (Хома) и Александра Басова (Панночка).
«МАГАДАН/КАБАРЕ» (театр «Около дома Станиславского»). Это только на первый взгляд кажется, что от новой постановки худрука театра «Около…» веет ледяным холодом. На нем будет не просто жарко, а очень жарко, хотя речь идет действительно о Крайнем Севере. И не речь вовсе, а песня. Режиссер Юрий Погребничко решил постичь крайнее состояние русского человека, а ничто, по его мнению, лучше Крайнего Севера это состояние не выражает. В данном случае Север выступает в роли географической точки и внутреннего состояния нашего человека, которое ни один здравомыслящий иностранец не поймет.
Не случайно с «Магаданом» в связке идет слово «кабаре» — жанр определен конкретно. Здесь поют: блатные, протяжные, разбитные, душевные. Между ними только междометия или редкий анекдотец промелькнет. Солирует актриса Наталья Рожкова, та самая, которая блистает в знаменитой «Ликвидации» Сергея Урсуляка в роли эстрадной певички. Но на сцене она будет не одна — много всяких занятных персонажей из прошлого и настоящего.