Чего только нет на выставке «Азбука музея» – тематическое разнообразие таково, что бродить по истории города и горожан можно несколько часов. «Бонистика», «Двор», «Елка», «Фотограф», «Метро», «Планы», «Чай», «Шутка», «БлаготворительностЬ», «Юбилей» – на первый взгляд, выбор характеризующего блок слова кажется случайным. Но, изучив экспонаты более пристально, понимаешь – ничего случайного здесь нет: хранителями музея и кураторами проведена глобальная структурированная работа и отбор. Между буквами-словами есть и связи – они указаны на информационных полотнах, так что из одного места можно сразу же отправиться в другой. Вариантов маршрута – масса, можно гулять и исследовать бесконечно долго, собирая собственную азбуку.
В наиболее ярком и масштабном разделе «Археология» можно проследить всю историю города: от дьяковской культуры до XX века, от Зарядья и Кремля до окраинных деревнь. Здесь можно рассмотреть бусины, расписные изразцы, глиняные горшки, стрелы, предметы быта и кухонной утвари. В блоке «Легенды» – узнать историю Сухаревой башни и колдуна Якова Брюса, а в «Событии» – вернуться в знаковые официальные празднования и народные московские гуляния. Всего отражено три главных события: Коронационные торжества, связанные с российским императорским домом, Фестиваль молодежи 1957 года и, конечно же, Олимпиада 1980 года.
В разделе «Реставрация» посетителям обещали перформанс по вечерам – реставраторы Музея Москвы приоткроют завесу тайны и продемонстрируют, как происходит работа над ценными вещами. А в блоке «Городское управление» представлена история Москвы по тем, кто управлял городом: здесь личные вещи, документы, удостоверения мэров и генерал-губернаторов. Необычное для современного москвича слово «Эйнем», вынесенное в название еще одного блока, - отражает историю флагмана кондитерской промышленности Москвы фабрики «Красный Октябрь». «Эйнемъ» - ее предыдущее название.
Последняя буква алфавита «Я» расположена в маленькой красной комнатке по центру экспозиции. «Я» – это житель Москвы, составляющий часть коллективного портрета города. Здесь можно посмотреться в зеркало, символизирующее то, что каждый из посетителей – часть истории Москвы, а также увидеть мемориальные предметы, свидетельства и портреты известных и неизвестных москвичей.
– Выставку собирали полтора года, - рассказывает нам куратор «Азбука музея» Александра Селиванова. – Это первый показ в таком масштабе коллекции: от археологии до современности. Коллекция музея формировалась в течение 120 лет по разным направлениям, да и он сам менялся – то был Музеем коммунального хозяйства, то истории Москвы и реконструкции времен сталинского генплана. Нашей задачей было представить все максимально широко. Для этого выбрали формат вот такой игры, формальный принцип азбуки.
– Что вдохновило вас на создание экспозиции по алфавитному принципу?
– Вы можете увидеть вдохновившую нас азбуку 1830-х годов в разделе «Учеба», где на каждую букву собраны очень разные и необычно соединяющиеся явления и предметы. По такому же принципу мы решили показать нашу коллекцию. На каждую из 33 букв алфавита было выбрано слово, которое соотносится и с историей Москвы, и с нашей музейной историей.
– По какому принципу вы выбирали заглавное для каждого блока слово?
– У нас разнообразие. Прилагательное «Красный» и топоним «Остоженка» соседствуют с такими абстрактными понятиями как «Еда» или «Событие».
– Если говорить о маршруте, то каким он планировался? Куда идти, чем руководствоваться?
– Каждый посетитель выставки выбирает свой маршрут. Буквы выстроены не по алфавиту, а в хаотичной логике, в привязке к архитектуре выставки. При входе есть планы, а в каждом разделе – тексты под каждую букву. Человек, проходящий по выставке, может собрать эти листочки, те, что ему интересны и собирает собственную азбуку музея. То, что внутри блоков, построено иногда по хронологическому принципу как в «Урбанистике» или «Археологии». Какие-то наоборот, например, «Игры», где все собрано по принципу архетипов игр и их видов, какие-то по принципу сюжетному, как «Заводы» (дореволюционные, советские).
– А по какому принципу формировался, к примеру, блок «Щеголь»?
– Раздел «Щеголь» мы выбрали по жесткому принципу. Это костюмы конца 19 века, купленные в модных магазинах и домах Москвы.
– А «Васнецов»? Это единственный художник, выделенный вами отдельно в блок.
– Аполлинарий Васнецов – ключевой художник для Музея Москвы. Нам было интересно показать его научную кухню, объяснительные чертежи рядом с его известными акварелями. Понятно, что это научные работы, реконструкции на определенный период разных мест города.
– А что за блок «Нашествие Наполеона» и почему упоминание 1912, а не 1812 года?
– «Нашествие Наполеона» посвящен откликам и воспоминаниям о войне 1812 года. В экспозиции собраны самые разные вещи. Мы попытались показать другой ракурс войны и человеческих отношений между людьми. Там блоки, связанные с воспоминаниями очевидцев и с событиями непосредственно 1812 года, а блок, на который вы обратили внимание, собран к столетию войны. Там висят меню для французских гостей, которые приехали в Москву в 1912 году, представлены памятные сувениры, платки.
– У вас получился необычный архитектурный образ выставки: сетки, открытое пространство, полки. Расскажите о нем поподробнее.
– Образ, возникший у Кирилла Асса (автор архитектурной концепции), связан с помпейскими раскопками. В Помпеях все, что добывают, кладут на такие полки за сетками. В целом, и покраска павильонов – тоже определенная отсылка к этому явлению к этому в культуре и истории. Предполагалось подчеркнуть, что коллекция Музея Москвы такой неизведанный слой, в котором мы проводим археологические штудии, раскопки, делая эту выставку. Кроме того есть ассоциации с открытым музейным хранением, форматом экспонирования коллекции, который не очень популярен у нас, но давно распространен в Европе и Америке, когда человек свободен выстраивать свой собственный маршрут.