Этому совместному проекту двух знаменитых театров где-то полгода. Идея принадлежит Дмитрию Трубочкину, специалисту по античному театру, и худруку Афинского театра Стафису Ливафиносу (учился в ГИТИСе у Гончарова, а его дипломный спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в 1990 году ошеломил Москву). И вот — «Эдип», который с русскими и греческими актерами ставит Римас Туминас. Греки — хор, персонажи отданы российским актерам. Репетиции начались в Москве (на малой сцене), продолжились в Афинах, а закончились в Эпидавре, где работали с восьми вечера до двух-трех ночи. В этом фантастическом театре на 14000 мест, возвышающемся над бескрайним морем. Кажется, что нет лучшего места для разговора о судьбе, неотвратимости ее и случае, подстерегающем человека на каждом шагу.
Из досье «МК»: «Царь Эдип» — одна из семи дошедших до нас трагедий Софокла, жившего прим. в 496—406 гг. до н. э., почитаемого наряду с Эсхилом и Еврипидом величайшего трагика античности. Пьеса Софокла названа Аристотелем в «Поэтике» как идеал трагического произведения и сыграла огромную роль в истории античной драмы. Ее героем стал человек, осознавший свою вину и казнящий себя за это.
Но прежде чем рассказать эту душераздирающую историю не могу не описать этот потрясающий театр в Эпидавре. Это огромная каменная чаша, на дне которой я себя чувствую лилипутом. Камни огромные, грубо отесанные, сохраняют тепло до ночи и круто убегают вверх. Но сколько именно таких каменных рядов, никто точно не знает, лишь — 14000 мест. Так вот, если стоять по центру и говорить точно в белый круг — фимелу (опять же из камня) в центре орхестры, то слышно на последнем ряду. Все-таки необъяснимый факт — как без компьютеров и прочей техники можно было просчитать такой акустический эффект? И тем не менее... Туристы, которые здесь ходят днем стадами, шепчут слова, разворачивают конфетные фантики, а другие слушают их голоса в последнем ряду. В воздухе разлит крепкий настой из эвкалипта и сосен.
— Надо сказать, что это единственный сохранившийся античный театр с орхестрой идеально круглой формой, — рассказывает Елена Дунаева, доктор искусствоведения и жена Евгения Князева (у него в спектакле роль прорицателя Тересия). — Но надо понимать, что сам театр является частью святилища, построенного в честь Асклепия, культ которого пошел именно из Эпидавра. Вообще это место имело культовое значение, и никаких сведений о том, что здесь играли спектакли, нет. По сути театральной жизнью эпидаврский театр зажил с 50-х годов прошлого века.
Замечу, что вахтанговцы вторыми ступили на святую землю Эпидавра — первым более двадцати лет назад здесь сыграли «Орестею» — знаменитый проект Чеховского фестиваля в постановке Петера Штайна с нашими артистами — Евгением Мироновым, Игорем Костолевский, Татьяной Догилевой и другими.
Стифас Ливафинос говорит, что именно здесь играют древнегреческие трагедии его фестиваля, а сам он недавно сыграл собственную премьеру. «На «Эдипа» продано уже 10000 билетов. Откуда зрители, ведь Эпидавр — даже не городок, а по виду — рыбацкий поселок? Это так кажется, что поселок. Но зрители приедут из Афин в основном. На моей премьере было 14 тысяч. Представляешь?» Но его заглушает хор из голосов мужчин в черных пальто и шляпах. В кастинге участвовало 130 человек, выбрали 11. Музыку для хоров написал грек Теодор Абазис, и она сольется с музыкой Фаустаса Латенаса.
А вот и наконец Эдип в роскошном белом костюме — Виктор Добронравов, один из сильнейших актеров поколения 30-летних. Жену его, Иокасту, сыграет Людмила Максакова, которая в роскошном черном платье сидит, погруженная в себя, и, как потом признаётся мне, просит: «Константин Сергеевич, помоги». Опытнейшая актриса, а в страхе. Почему?
— Мы как вышли после нашей театральной коробки на открытое пространство сначала в Афинах (репетировали на автомобильной стоянке под софитами), а потом здесь — ну как играть?
На минуту всплыла и снова погрузилась в печаль своей героини. Так вот о сюжете — он страшен, мороз по коже. Родители Эдипа испугались предсказания: их сын убьет собственного отца и женится на матери. Чтобы избежать кары, они решили убить ребенка, но младенца пожалел пастух из Коринфа, и того усыновил коринфский царь Полиб. Эдип вырос и решил покинуть приемных родителей в надежде избежать злой участи. У города Фивы на него чуть не наехала колесница, всадники начали бить юношу. В завязавшейся драке Эдип убил сидевшего в колеснице старика, не зная, что тот и был родным отцом Эдипа. Эдип становится правителем Фив и женится на вдове погибшего от его рук царя Лая — Иокасте, то есть на своей матери. Вот второе роскошное платье — белое — Максакова наденет ближе к развязке, перед самоубийством, когда ее героиня узнает чудовищную правду.
Жуть? Кошмар? Просто психологический триллер, который поставил Римас Туминас со своими и греческими артистами. Он нервничает перед премьерой, ходит, запустив руки в карманы светлых брюк, по кругу орхестры. Наверное, нерв этой трагедии в слепоте. Эдип слепой: не видит жизни, живет прошлой славой, когда он спас Фивы, победив Сфинкса, и тем прославился — его попросили быть царем, и он сравнивает себя с богами. Это не актуальная постановка, но созвучно тому, что происходит в мире, когда правители не видят народа, не чувствуют его. Эдип самоуверенный, амбициозный — и такой парень сознался и ослеп. Он ослеп еще до того, как прозрел, и это очень важная тема — гордыня, как справиться со своей гордыней, как признать вину, свой грех и себя наказать. Это явление, которое сегодня вообще не встречается, — найти в себе силы признать вину. Сегодня же никто не виноват, никто вины не признает, а уж тем более не корит себя.
Эпидавр.