Цирковой люд устал разочаровываться в тех, кто поначалу вроде как обещает золотые горы, а потом, уличенный в темных делишках, уходит совершенно бесславно. Лично на моей памяти это уже четвертые выборы.
Росгосцирку нужен человек, к которому бы все потянулись, который встряхнул бы как следует все это хозяйство. Нужны новые глаза, новые мозги. И в момент, когда ситуация крайне накалена, совершенно невозможно манипулировать с датой давным-давно назначенных выборов.
«Ситуация на крупнейшем цирковом предприятии России, — говорят артисты в открытом письме президенту, — с каждым днем все более обостряется, пагубные последствия непрофессиональных и самоуправных решений команды Гаглоева — это продолжающаяся потеря артистических кадров, остановка профильной деятельности филиалов, систематические задержки заработной платы работникам и кормового довольствия животным; растущая кредиторская задолженность по налогам, сборам, поставщикам и подрядчикам».
Среди подписавших — народные артисты Марчевский, Калмыков, Мстислав Запашный, Кукес, Шемшур, Кудрявцев и многие другие. «Еще год, — предупреждают они, — и компания пройдет точку невозврата. Уйдут кадры, уйдет творчество, и наши отремонтированные цирки просто останутся пустыми».
В столь щекотливый момент мы поговорили с кандидатом — главой Ижевского цирка Дмитрием Ивановым, о его видении циркового дела в стране.
— Как вы считаете, экономическая модель Росгосцирка, эта конвейерная система, когда программы по очереди ездят по разным циркам от Владивостока до Калининграда, — она живуча или требует серьезных корректировок?
— Система действительно уникальная, аналогов ей в мире нет, и она до сих пор является оптимальной для такой огромной страны, как Россия. Но тут надо грамотно выстроить логистику, то есть переезд программ из одного города в другой. Сегодня это напоминает броуновское движение, порою конвульсивное, когда с Дальнего Востока программу вдруг могут перебросить в Калининград, что экономически абсолютно неоправданно. Росгосцирк и так несет колоссальные затраты по транспортировке.
Если десятилетиями не уделялось внимания модернизации цирков, то, конечно, все приходит в упадок. Зритель, приходя в цирк, должен понимать, что он идет в комфортное, безопасное здание. И не все здания соответствуют этим нормам. Еще более страшная проблема в том, что после наведения порядка в зданиях нам просто нечего будет показывать. Цирк постоянно должен подпитываться созданием высокохудожественных произведений. Сегодня надо удивлять зрителя, причем всесторонне: и номером, и трюком, и режиссурой, световым оформлением, написанием авторской музыки. Вы посмотрите: в цирке сегодня почти не осталось оркестров, а это важнейший компонент!