В разные годы на фестивале выступали такие мастодонты, как Prodigy, The Killers, Die Antwoord, Deftones, Royksopp, Limp Bizkit, из отечественного передового батальона — «Мумий Тролль» и Земфира. В кризисном, 2015‑м, когда нелегко пришлось всем, в том числе организаторам крупных музыкальных ивентов, и мероприятие проходило один, а не несколько дней, как обычно, Muse впервые сыграли для столичных поклонников сумасшедшую программу «Drones» из песен с последнего альбома об угрозе Третьей мировой. В 2016‑м фестиваль вернулся к привычному формату — и слушатели два дня наслаждались сетами своих любимцев. Программа получилась пестрой и насыщенной. У каждого из ее участников — своя любопытная история и собственный почерк, ну а хедлайнеры Red Hot Chili Peppers и Лана Дель Рей, кажется, вообще прилетели в Москву с разных музыкальных планет, находящихся за миллионы километров друг от друга.
От «убийства» музиндустрии к калифорнийскому рок-героизму
Открывавшее фестиваль выступление молодых и горячих парней Nothing But Thieves из Саутенд-он-Си (Восточная Англия) стало ненавязчивым ностальгическим отсылом к прошлогоднему грандиозному шоу Muse, продолжателями дела которых их некоторые называют. Слушая «мясистые», фактурные композиции музыкантов, другие вспоминают еще Kasabian, а кто-то даже Radiohead, хотя они совершенно из другой оперы. Сами исполнители признаются, что больше всего на них повлиял американский мультиинструменталист Джефф Бакли. На стыке всех этих аллюзий и ассоциаций родилось уникальное звучание команды, которое, с одной стороны, уходит корнями в традиции, с другой — отличается свежестью и самобытностью, что артистам удалось доказать своим бодрым и ярким сетом.
Если Nothing But Thieves всего четыре года, то англо-американскому дуэту The Kills (не путать с группой The Killers) уже 16 лет. История знакомства вокалистки Элисон Моссхарт из США и гитариста Джейми Хинса из Британии весьма романтична и точно стала судьбоносной. Элисон преспокойно пела себе в панк-рок-команде Discount, пока однажды, находясь в отеле во время гастролей, не услышала, как кто-то играет на гитаре в номере над ней. Конечно, это был Джейми, в то время бывший участником Scarfo и Blyth Power. Девушка, впечатленная услышанным, познакомилась с гитаристом, они сдружились, стали поддерживать связь, а когда их группы распались — решили организовать свою, ради чего Элисон, недолго думая, перелетела через океан в Лондон. Фишка музыки The Kills — в сочетании плотных и сочных гитарных мелодий, энергичного, пронзительного вокала с ритмичными партиями драм-машины. Каждая композиция не похожа на предыдущую, построена драматургически и точно не дает слушателям заскучать. Все это в сочетании с яркой внешностью Элисон, которая напоминает одним — американскую певицу, гитаристку и модель Тейлор Момсен, другим — Алисию Сильверстоун в роли дерзкой девчонки из клипа Aerosmith «Crying», а третьим — солистку Guru Groove Foundation Татьяну Шаманину, впечатляет и врезается в память. В столицу дуэт приехал со свежим материалом — в 2016‑м после пятилетнего перерыва у них вышел альбом «Ash & Ice». В его поддержку артисты сняли и три новых клипа: «Doing It To Death», «Heart Of A Dog» и «Siberian Nights». Хотя The Kills известны в разных странах мира и с удовольствием выступают на крупных опен-эйрах, они позиционируют себя как группу, противостоящую музыкальной индустрии, крайне редко дают интервью, зато часто устраивают для журналистов закрытые концерты. В общем, у этих артистов есть и свое лицо, и, похоже, своя бизнес-стратегия (хотя они и не любят слово «бизнес»).
В прошлом году у фестиваля появилась традиция выпускать на площадку одну российскую команду, чье выступление слегка разбавляло бы вереницу зарубежных. В 2015‑м ею стала группа Jack Action, а в прошедший уик-энд публика верещала под хиты «Сплина» — одного из самых успешных отечественных стадионных коллективов. Всеми любимый солист Александр Васильев в белой рубашке и с бородой напоминал доброго волшебника, благословлявшего поклонников на счастливую личную жизнь: «Мальчики, знакомьтесь с девочками прямо сейчас, — улыбался рок-поэт, — чтобы не писать потом в Интернете, что вы одни или ищете барышню из десятого ряда». Несмотря на фестивальный формат, музыканты отыграли полноценное двухчасовое ретроспективное шоу со старыми и новыми песнями, хитами, лирическими вставками. Хотя они на сцене уже больше двадцати лет, ни у кого и мысли не возникает, что «сплины» уже не те, им пора на покой и прочее. В 2014‑м Васильев со товарищи выпустили мощный двойной альбом «Резонанс», а сейчас у них уже готова и новая пластинка. Кажется, и выглядят они ничуть не хуже, чем в далекие 90‑е, когда группа только появилась на музыкальном небосклоне.
После родных российских нестареющих героев девичьих снов на сцену вышли заморские, калифорнийские, вечно молодые рок-принцы. Годы не берут «плохих мальчиков» Red Hot Chili Peppers, и даже не верится, что эта команда возникла в дремучем 1983‑м, когда многие ее нынешние поклонницы еще даже не родились. Семь статуэток «Грэмми», 30‑я позиция в легендарном списке «100 величайших артистов хард-рока» и почетное место в Зале славы рок-н-ролла — лишь малая часть заслуженных ими регалий. В личной летописи «перцев» несчетное количество баек и реальных историй о том, как они выступали в светящихся костюмах, отделанных металлом, на Вудстоке, открывая опен-эйр, или, например, на полгода заперлись в некоем доме с привидениями, алкоголем и девушками, записав там в итоге один из лучших альбомов в своей дискографии — «Blood Sugar Sex Magic». Одноименную заглавную композицию с него артисты исполнили и на шоу в столице. Причем два последних слова из ее названия — «секс» и «магия» — лучше всего подошли бы для описания происходящего.
В последний раз они были в Москве в 2012‑м в рамках тура в поддержку пластинки «I’m With You». Тогда фронтмен Энтони Кидис был не в лучшей форме, всю дорогу прятал лицо за козырек своей кепки и провел концерт, стоя в углу сцены. Отдуваться пришлось бас-гитаристу Фли, который единственный из нынешнего состава прошел с Кидисом весь путь с момента основания коллектива. Ту пластинку поклонники встретили доброжелательно, но без лишних эмоций, чего не скажешь об альбоме «The Getaway», с которым рокеры приехали в этот раз на фестиваль. При первом прослушивании в записи она может показаться чересчур спокойной для группы, но живьем все звучит изящно, бодро и по-новому, радуя свежими находками и мелодическими ходами. Сам Энтони же полностью реабилитировался после предыдущего столичного выступления: на этот раз он был энергичен, дружелюбен и быстро наладил контакт с многотысячным залом, доводя публику до максимального эстетического возбуждения. Поклонникам было медом намазано — помимо новых песен они услышали и почти все старые хиты, плакали под драматичную «Under The Bridge», плясали под «Around The World» и «Give It Away», подпевали «Californication» и «Scar Tissue». Фли, одетый в причудливо расшитую жилетку, традиционно ходил на руках, выдавал филигранные соло и хвастался тем, что его «герлфренд» — русская, отмечая красоту вообще всех русских девушек. Нашлись, правда, скептики, которые после концерта рассуждали о том, что лет десять назад «перцы» были бодрее, да и предыдущие европейские выступления в рамках этого тура проходили активнее, но большая часть публики выходила из зала с горящими глазами и с безумной улыбкой на лице от счастья.
Ирландские танцы и британский соул
Второй день был более томным и лирическим, но тоже не обошелся без задоринки. В Москву в очередной раз приехал Джон Ньюман — молодой британский соул-исполнитель, чей сингл «Love Me Again» в 2013‑м возглавил UK Singles Chart — хит-парад Великобритании. До начала сольной карьеры он участвовал в записи хитов английской электронной команды Rudimental, таких как «Not Giving In» и «Feel The Love», а потом, начав представлять собственные композиции, был признан открытием не только британской, но и вообще мировой современной сцены. Сегодня у него уже есть свои авторские хиты — «Cheating», «Loosing Sleep», «Out Of My Head», и мощный заводной бэнд с харизматичным темнокожим клавишником и колоритными бэк-вокалистками. Наряду с Сэмом Смитом Ньюман был номинирован на «Грэмми», и хотя не взял тогда ни одной статуэтки, демонстрирует уверенную эволюцию, пожалуй, даже более активную, чем первый. Концерт в столице стал тому подтверждением: до этого он уже выступал здесь в сентябре прошлого года на Дне города, но во время фестивального шоу держался на сцене еще более уверенно, выплескивая в зал тонны положительной энергетики. Его выступление стало концептуально продуманным действом, которое заставило людей безудержно танцевать что было сил, подпевать знакомым им песням и кричать «John, we love you!». На любовь артист отвечал любовью и в конце своего сета упал перед публикой на колени. Вместе с уже известными вещами Ньюман показал и несколько новых, что дает надежду на выход свежей пластинки в обозримом будущем.
В отличие от своего соотечественника певец Майкл Дэвид Розенберг, известный под псевдонимом Passenger, работает без поддержки музыкантов, один перед многотысячными залами. К толпе он выходит просто с гитарой в руках, широко улыбаясь, и начинает творить музыкальное волшебство. Сценическое имя подобрано идеально: Майкл и правда похож на чудаковатого пассажира, который не просто развлекает, а по-хорошему шокирует попутчиков своими пронзительными гитарными балладами. Как только артист начинает петь, кажется, что пространство вокруг превращается в огромное зеленое поле под звездным небом, на котором то тут, то там вспыхивают огоньки костров. Весь танцпол, не сговариваясь, устроился поудобнее на подстилках или на корточках уже к третьей композиции. Всемирную популярность автору принесла песня «Let Her Go», видео на которую набрало миллиард просмотров в Интернете, а в прошлом году обаятельный Пассажир стал украшением крупнейшего международного фестиваля Sziget, проходящего в Будапеште, куда приглашают только лучших из лучших исполнителей в самых разных жанрах. Талантливый весельчак признался, что впервые приехал с концертом в Россию и ему очень нравится здешняя публика. Он постоянно шутил со слушателями, поднимал стакан виски за их здоровье и кокетничал: «У меня есть одна известная песня, так что и буду петь ее 15 раз».
Тем, кому больше по душе не романтичная медленная акустика, а зажигательная индитроника и инди-рок, пришлись бы по душе Two Door Cinema Club из Северной Ирландии. Эти забавные внешне ребята сначала раскрутились в Сети, а потом уже вышли оттуда на просторы реальной жизни, начав покорять большую сцену. Завоевать популярность на родине оказалось несложно, а потом уже артисты принялись знакомить со своим творчеством и публику из других стран.
Драматургия сетов была построена на контрасте: сразу после бурного выступления ирландцев на площадку вышла хедлайнер второго дня Лана Дель Рей, чрезмерно спокойная, томная и флегматичная. Не все знают, что свою карьеру она начала в Нью-Йорке еще в 2005 году, но популярной стала только в 2011‑м, когда вышел клип на сингл «Video Games», а альбом 2012‑го «Born To Die» принес ей еще больший успех. Удивительно, что у Ланы в одно время был тот же продюсер, который занимался и Леди Гагой. В 2013 году разгорелся скандал в связи с песней Дель Рей «So Legit», в которой она якобы критически высказалась об эпатажной певице. До сих пор ведутся споры, почему была написана эта композиция и действительно ли Лана обращается в ней к Гаге, однако текст вещи говорит именно об этом: «Ты фрик, королева пирсинга. Все девушки думают, что они могут петь, но они на самом деле ничего не стоят. Думаешь, что ты номер один? Да это просто смешно». Скептики уверены, что все дело в зависти. Несмотря на внушительный фан-клуб, Лана очень скованно держится на площадке, как это было и на прошедшем концерте. Все выступление певица медленно проходила от одного конца сцены к другому, изредка пытаясь воспроизводить движения, лишь отдаленно похожие на танец. Некоторые, обсуждая потом ее шоу в соцсетях, прозвали Лану «поющей рыбкой», плавной и безэмоциональной. Впрочем, фанатов такая манера поведения нисколько не смущает, они видят прелесть любимицы в ее «естественности» и, кажется, готовы сами все сделать за нее: и станцевать, чего звезда делать не умеет, и спеть все заученные композиции. Чем бы дитя ни тешилось — главное, что юные поклонники американской царевны-несмеяны, которая как будто только очнулась ото сна и еще находится на грани между сном и явью, остались довольны, как и все гости фестиваля, удовлетворившего самые разнообразные и взыскательные вкусы столичной публики.