Частная галерея современного искусства "Гридчинхолл", созданная Сергеем Гридчиным, примечательна не только тем, что приобщает общественность к высокому, но и своей резиденцией для художников, в которой творцы могут пожить некоторое время, набираясь вдохновения, готовя свои работы, а затем показывая результаты своих трудов в выставочном зале.
Когда-то в художественной резиденции жила и Анастасия Русса, поэтому для "Гридчинхолла" она уже не просто гость. На создание нынешней серии картин для выставки у художницы ушло около двух лет.
— Все началось с игрушек, – делится историей вдохновения автор картин, – с одного мрачного и дождливого дня, когда я ходила по Лондону и увидела детский магазин "Entertainment shop". На витрине стояли игрушки, которые просто пленили меня, и вдруг я поняла, что эти игрушки – боги современного мира, причём языческие. Я начала читать про мифологию, изучать этот вопрос, и оказалось, что действительно, мир игрушек – это современная мифология и структурно она устроена по такому же принципу, что и классическая.
Однако высокая концентрация пони, героев из "Улицы Сезам" и компьютерных персонажей вовсе не говорит об утопичности мира, изображённого на холсте, и совсем необязательно гарантирует ему гармонию:
— Я не могу смириться с насилием, которое происходит вокруг, и не забывая о нем, изображаю в картинах. Поэтому все работы представляют собой исследование мифа об утерянном Рае с его понятием красоты, насилия и освобождения. В каждой работе отражена многогранность мира, в котором есть прекрасное, царит добро, но также существует и зло, борющееся с добром и стремящееся уничтожить прекрасное.
Внимательные посетительницы могут заметить, что на картинах нет одной из самых популярных девчачьих игрушек...Где же Барби?
— Игрушка в моих работах это пока мужской образ. Возможно, потому что я немного сексисит, – смеётся Анастасия, – и женщина мне представляется прекрасной белокаменной скульптурой, как, например, на картине "Любовь трансформера". Но я уже задумываюсь над женскими образами и, наверное, главным героем следующей серии работ будут Барби и женщины-супергерои.
Кого-то в работах Анастасии Руссы привлекают яркие, контрастные цвета, кто-то восхищается тем, что это "не просто картины, сливающиеся с интерьером, это - настоящее искусство, которым хочется любоваться". Екатерина Гранова, хорошая знакомая и, можно сказать, коллега Анастасии, рассказала, чем её впечатлили картины из серии "Пере-версия мифа":
— Мне нравится, что в работах Насти смешиваются две реальности, то есть действительность на картинах получается неоднородной. Эта особенность наиболее отчётливо видна в работе "Встреча", в которой ангел, написанный относительно классической техникой, встречает пикселизованного покемона. Это похоже на то, что происходит в мифологическом сознании современного человека, в котором наслаиваются реальности и классических мифов, и современных представлений о нем. Поскольку меня больше интересует обыденная реальность, чем фантастическая, мне приятно осознавать, что есть художник, который так необычно и увлекательно работает с темой, которая далека от меня.