- Театральный сезон движется к завершению и уже можно говорить о его результатах. Ирина, расскажите, что происходит сейчас в вашем театре? Легендарный театр Любимова становится на новый путь?
- В завершении театрального сезона все-таки я могу сказать, что мы победили! Начинали этот сезон чуть ли не с того, что театр вообще мог закрыться.
- Скандалы, интриги, пикеты…
- Но в результате победили мы. Если говорить о творчестве – у нас за сезон выпущено пять премьер. За это время было показано тридцать эскизов. Несмотря на то, что на один эскиз была отведена всего неделя работы, это была лаборатория, пробы, для нас все равно каждый раз был маленькой премьерой. Вообще это очень серьезный этап развития. Можно сказать, что у нас начало проявляться новое лицо театра, мне так кажется. Что вы так скептически на меня смотрите?
- Не скептически, с любопытством. Интересно, куда вы идете? Как формируется репертуарная политика Таганки сейчас?
- Главное для нас – это результат. Мы основываемся на хорошей драматургии, отдаем предпочтение доброй и проверенной, качественной классике: это и шекспировский «Кориолан», и «Петербург» по роману Андрея Белого, и «Флейта-позвоночник» по Маяковскому. Есть отклонения и в сторону современной драматургии – «Эльза» Ярославы Пулинович, «Золотой дракон» Роланда Шиммельпфеннига и «Последние свидетели» Светланы Алексиевич. Труппа Театр на Таганке - очень музыкальная. Поэтому к концу сезона мы вырулили к эскизу «Суини Тодд» режиссера Алексея Франдетти. До этого в начале сезона у нас был «Вий» Александра Баркара, который тогда не был принят к работе. Но сейчас он сделал инсценировку целиком, в мае показал несколько номеров, на которых все будет строиться, экспертному совету. В октябре запланирована премьера – музыкальный спектакль в жанре rock and drama. Он должен получиться очень лихой, как и «Суини Тодд». А насчет пути… Мне очень трудно сформулировать, куда идет сегодня театр. Наверное, в светлое будущее. Мы делаем то, что делаем, честно и, несмотря на все сложности, на скептическое восприятие, есть ощущение того, что это победа.
- Когда только начинался проект «Репетиции» у вас было немало доброжелателей. Так, например, на каждую сессию к вам приходил известный в узких театральных кругах режиссер, и бросал вам в лицо обвинения и упреки…
- Он не высказывал никаких мыслей по поводу творчества, а занимался тем, что пытался спровоцировать людей, сидящих в зале, и меня в том числе. У него это не получилось и он, к сожалению, покинул наши эскизы, не приходит к нам теперь. Скучаем страшно... Но не будем о нем, не хочу. Для меня важнее мнение других людей.
- Каких?
- Есть несколько человек. Что очень ценно, не из разряда знакомых, а те, кто пришли на слух, что здесь, на Таганке, происходит что-то интересное. Мне важно то, что они приходят и высказывают свое мнение, достаточно профессиональное. Это не просто зрители, это критики, искусствоведы, которые участвуют в обсуждениях после эскизов, очень откровенно высказываются, не всегда хвалят, но всегда очень подробно, аргументировано и веско дают разбор.
- А что насчет сравнений? Почти на каждом обсуждении находятся зрители, которые сравнивают театр Любимова и нынешний.
- Сравнения – это самое неблагодарное дело. Можно сравнивать также театр Виктюка, в котором я работала до этого, и театр Любимова. Как у Любимова были свои шедевры и неудачи, так и у Виктюка были свои. Поэтому и мы имеем право, как на победу, так и на неудачу.
- Вы делаете сейчас современные вещи. В недавней премьере – «Золотом драконе» Леры Сурковой – к примеру, новая стилистика, использование и техники мэппинга, хромокея.
- «Золотой дракон», на мой взгляд, - очень удачный спектакль, очень непростой. Сложность сейчас в том, что зрители разные: кто-то идет сравнивать, кто-то идет абсолютно неподготовленным. Не нужно сравнений, это два разных театра и оценивать их нужно как художника – по тем законам, которые он сам устанавливает. Поэтому «Золотой дракон» – это такой вставной зуб в нашем театре, он был первым, выросшим из «Репетиций». Кто-то его не воспринимает вообще и категорически не принимает.
- Почему?
- Он довольно сложный для восприятия. Текст непростой и все-таки наш средний зритель привык к смене картинки.
- Так там же все в лучших традициях клипового мышления – картинки сменяют картинки, герои – героев.
- Все равно нужно слышать текст, он очень там важен. Чтобы понять, что происходит, нужно не просто смотреть, как визуально это выглядит, а работать головой, душой. Поэтому «Золотой дракон» или не принимают вообще, или принимают на ура. Мне это очень льстит. Он получился очень в моем стиле, потому что лично ко мне всю жизнь такое же отношение.
- Вы создали Продюсерский центр Ирины Апексимовой. Предыдущий опыт помогает в управлении театром?
- Конечно, помогает. У меня действительно большой опыт в продюсировании спектаклей, в организации производственных процессов, финансовых делах. Иначе я бы и не сунулась на эту должность.
- Вы пришли на Таганку из Театра Романа Виктюка – там аховое состояние здания и ремонт, который вы «пробили», потом здесь…
- Видимо, у меня такая судьба. Должна что-то отработать, сделать.
- На какой стадии сейчас ремонтные работы на Таганке?
- Противоаварийные работы были завершены зимой. Здание практически могло разрушиться, не было даже фундамента, его заливали по-новой. Летом нам предстоит очень серьезный ремонт основной сцены, все механизации нижние и верхние, замена планшета сцен – все это мы должны успеть к новому сезону. Плюс у нас есть административный корпус, где находятся все службы, кроме творческих. Мы сейчас сидим все на головах друг у друга и, я надеюсь, что к концу сентября ремонт закончится и половину людей переселим туда. А еще в следующем сезоне будет идти подготовка мемориальной зоны к столетию Юрия Любимова.
- Проект «Репетиции» будет существовать?
- Мы будем их немножечко трансформировать в другой формат. У нас за этот сезон, за этот год, накопилось большое количество премьер, которые мы должны будем выпустить. С августа по декабрь должны выйти четыре премьеры.
- Уже известно какие?
- «Вий», «Суини Тодд», «Иллюзии» и еще одна, какая именно, решим в ближайшее время. Плюс в сентябре, поскольку мы не всех успели показать в «Репетициях» в этом сезоне, у нас будут показываться со своими режиссерскими работами артисты театра.
- А вы сами не хотите попробовать себя в качестве режиссера?
- Не дай мне Бог сойти с ума!
- В сентябре Театр на Таганке примет участие в фестивале «Театральный марш». Расскажите, что это будет?
- В этом году фестиваль будет проходить в четвертый раз. Я начинала его еще будучи директором театра Виктюка, начинала в Сокольниках, а потом его перевели в Сад «Эрмитаж». Суть в том, что с утра до позднего вечера на двух больших сценах и двух маленьких проходит показ премьер последнего театрального сезона. Будут участвовать театры Москвы, исключительно профессиональные. За прошлые годы нас посетили в Сокольниках 30 000 человек за один день, а в Эрмитаже – 15 000, просто больше народу он не вмещает. В этом году мы проводим фестиваль 10 сентября, в рамках Дня города. Сначала покажем детские спектакли, потом взрослые, а в финале – какой-нибудь красивый, музыкальный. Кстати, вход на фестиваль абсолютно бесплатный.
- Будете показывать спектакли, выросшие из эскизов?
- «Кориолан» точно будет.
- А как насчет недавно анонсированной акции «Таганка в метро», где вы должны были показать спектакль Любимова «Евгений Онегин» ночью на станции Чеховская?
- Увы, не получилось по техническим причинам. Сначала мы должны были выйти в метро в рамках Пушкинской ночи, но акция перенеслась на июль, однако опять произошел сбой и мероприятие не состоится. На сегодняшний день дату переноса не могу сказать.
- Директорская работа не мешает творческой? Снимаетесь сейчас где-нибудь?
- Не снимаюсь. Хотя нет, недавно снялась в клипе группы «Би-2». Еще в двух спектаклях играю, концерты проходят – все в порядке. 18 июля вот ближайший музыкальный концерт «Odessитка», проходить будет в бард-клубе «Гнездо глухаря».
- Планирует ли Театр на Таганке выезжать на гастроли?
- Конечно. Но пока выезжаем очень точечно – один спектакль в один город. За этот сезон были на гастролях в Китае, Израиле, Астрахани. Проблема в том, что спектакли Таганки очень многонаселенные, большие, с массивными декорациями. Для того, чтобы вывезти такой спектакль, нужно большое финансирование. Все-таки Театр на Таганке – это не антреприза с командой 12 человек.
- Нынешний год для вас юбилейный. Что-то меняется с возрастом?
- Становится нестрашно. Если лет в 25 я сидела и думала, сколько лет мне будет в 2000 году… Подсчитала и поняла: «Столько не живут!», то сейчас уже 2016 и мне 50, все нормально. На самом деле ничего не меняется. Правда, очень сложно отбиваться от людей, которые навешивают тебе запреты: мол, в таком возрасте так себя не ведут. Отвратительно. Как мне кажется, каждый человек для себя сам решает, что у него внутри и как это выглядит внешне.
- Недавно на вручении «Хрустальной Турандот» вы поймали букет невесты. В личной жизни не планируется изменений?
- Букет я поймала только на прошлой неделе, дайте хоть время! Если чем-то порадую, то «МК» узнает самым первым.
- Ходите в другие театры на разведку?
- На разведку не хожу, потому что много времени съедает Таганка, работа. Когда выпадает свободный вечер, меньше всего мне хочется пойти в театр – хочется побыть дома, скажу честно. Когда я не на гастролях или у меня нет занятости по работе в театре, я с большим удовольствием провожу вечер в кругу семьи. Хожу куда-нибудь только, если проверенные люди говорят, что «этот спектакль нужно смотреть».
- А я думала, расскажете, что интересного за последнее время видели, посоветуете...
- Что вы думаете, я буду рекламировать чужие театры? (смеется) Могу порекомендовать читателям «МК» прийти на фестиваль «Театральный марш». Там будет то, что мы посмотрели и то, что считаем интересным и предлагаем зрителям.
- И напоследок, хотела поздравить вас с недавней нашей премией за проект «Репетиции»!
- Хочу сказать огромное спасибо «МК» и лично Марине Райкиной. Это первая моя награда в жизни. Я никогда и никаких наград до этого не получала.