Для меня слова санкции не существует, я его ненавижу, - говорит он мне, затягиваясь сигаретой: курит бесконечно, наплевав жару. - И политику ненавижу. Поэтому русский театр, Вахтанговский , в который я влюблён, здесь.
Сказал, как отрезал. Через полчаса он на сцене старинного театра вручит Римасу Туминусу очень маленький, но весьма дорогой (в прямом и переносном смысле слова) приз. А пока - о Сполето и его любимом детище - фестивале-долгожителе.
Сполето затерялся в Умбрии средь зелёных холмов и невысоких гор. Средневековый городок-игрушка находится под охраной ЮНЕСКО, а жителей в нем всего 40 тысяч человек, примерно как в одном московском районе. И вот в этом-то городке в конце июня-начале июля на площадях, прожаренных южным солнцем, разворачивается огромный фестиваль. Не только театральный: в афише - много музыки, живопись, скульптура, танец, кино. И все это в общей сложности примерно в зоне 500 метров - шаг влево/шаг вправо - памятник истории, в котором прочно обосновалось искусство. За булыжными стенами храмов или возле них - концерты классической музыки или балет, в домах 12 века - выставка Модельяи с женским портретом, Канова с рисунком и оригинальными гипсовыми скульптурами, от которых сходили с ума его современники в конце 18-го века, и люди 21-го продолжают восхищаться. Уже отыграли Эмма Данте, театр Някрошюса, балет из Праги и многие, многие другие.
История и современность у форума искусств в Сполето колоссальная. Я спрашиваю у Джорджа Ферарра:"А кто из русских ещё у вас бывал". Выясняется, что в основном "перебежчики" - Нуреев, Барышников, вот выступил театр Някрошюса (теперь, правда, Литовский), и вот - Вахтанговский с "Онегиным". Стоит сказать, что пока театр летел в Сполето, министр культуры Мединский на встрече с президентом России назвал Вахтанговский самым эффективным театром в России и с художественной и с экономической точки зрения (на рубль государственный зарабатывает два).
"Евгения Онегина", этот без преувеличения можно сказать, шедевр Туминаса Ферерра увидел в Лондоне год назад и, как говорит, "втрескался".
- Почему?
Он мне напоминает сразу двух великих художников - Стрелера и Пину Бауш.
Да, вкус у синьора Ферарра отменный. Но с "Онегиным" он явно рискует - Пушкин, хоть и переведён в Италии давно и первый бюст Солнцу русской поэзии поставлен, кстати, тоже в Италии, однако в сценической версии роман в стихах почти не известен. Да и для вахтанговцев игра на большом фестивале в маленьком амбициозном городке - тоже риск. Ведь успехом в США, Германии, Англии, Франции, где много живёт наших соотечественников с разной степенью дохода и всегда приходящих на русский театр, "Онегин" театра Вахтангова избалован. А в крошечном Сполето русских среди публики вообще нет. Для итальянцев "Онегин" с его любовной историей - темная лошадка. А полифоничная трактовка Римаса Туминаса с двумя Онегиными, двумя Ленскими плюс кордебалетом, отражающихся в огромном зеркале по заднику с зыбкой инфернальностью и потусторонностью, вообще путает все карты.
Кстати о картах - в Италии есть карта опозданий. Если в Милане опаздывают на пять минут ( отчего столица моды считается немецким городом, то в Риме - римские полчаса - норма. Чем дальше к югу, тем задержка спектакля ( да и всего) увеличивается. В Сполето 20 минут уходит на ожидание. Но вот "Онегин" начинается и первые минут двадцать видно как итальянцы пытаются смонтировать бегущую строку на экране над сценой с тем, что происходит на ней. У некоторых не монтируется.
А в это время за кулисами... Напряженная тишина (примут, не примут?), хотя Сережа Маковецкий (он играет второй спектакль, первым Онегиным был Леша Гуськов) проходит мимо меня пока ещё без пальто (и в такую то жару!), читает: "Где ты маялась все лето? Да в Италии! В Сполето! " -"Ты написал?" - спрашиваю. "Нет, вон автор идёт". Входит автор - Алексей Глебович Кузнецов.
- А ты знаешь что наш Римас родился в один день с Феллини? - спрашивает меня он.
Не знала, но приятно, что художник Туминас по дню своего рождения совпадает ни бог весть с кем (мог же с Муссолини) , а с кинематографическим гением мира - Федерико Феллини.
Сам Римас в Сполето пробыл всего два с половиной дня и успел провести две полноценные с костюмами репетиции (в день по акту), посмотреть первый спектакль и остаться им не очень довольным ( в отличии от публики). А также получить премию - ручку с золотым пером фирмы Мон Блан, которая названа почему-то "Лев Толстой". И улетел в Китай, где его Малый Вильнюсский театр показывает три спектакля на фестивале в Пекине.
Перо имени Толстого ему вручают перед спектаклем прямо на сцене, а Римас говорит: "Надо же, Пушкин ни разу не был в Италии, он дальше Молдавии вообще не выезжал - был невыездным. Только его драматический "Онегин",получается, доехал".
Джорджо, все-таки, почему вы выбрали для показа Пушкина, а не Чехова или Достоевского, которых за рубежом знают больше Пушкина? - спрашиваю директора фестиваля.
Именно потому, что мало знают. Это просветительская миссия культуры.
А вообще первый спектакль русских доказывает мне в очередной раз реальность победы хилой "цыганской почты" (то есть из уст в уста) над мощным интернет ресурсом. На два последних спектакля наплыв публики был неожиданный даже для организаторов : роскошный зал с пятью ярусами и расписным плафоном выглядел точно по Пушкину:"Партер уж полон. Ложи блещут"...точнее отсвечивают голыми плечами - жара же. Итальянская публика в театр одевается красиво, в шортах не ходит.
Из Рима приехал знаменитый Тони Сервилло (фильм "Великая Красота" и другие). После аплодисментов поднимается к артистам. С ним жена, интересная блондинка в светлом зеленом платье в пол и двое сыновей - как воспитанный человек фамилию он всем представляет в первую очередь, и совсем неожиданно смущенно признаётся :
- Я не в своей тарелке, даже не знаю что сказать. Я бы так не смог.
Общий смех и общий снимок на память. Узнаю, что у Вахтанговского есть на Тони серьёзные виды: возможно, он поставит в Москве спектакль и сам в нем сыграет.